Интересное

Семь советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать

Давайте вспомним (или узнаем) о тех великих советских дизайнерах, которые создали узнаваемые объекты прошлого.

Полезное и занимательное чтение для тех, кто не может вспомнить никого, кроме знаменитого Михаила Калашникова — конструктора самого известного в мире автомата АК-47, не просто оружия, а архетипа.

Дмитрий Азрикан
разработчик концепта компьютера
«Сфинкс», 1987

oR3MA6-tRoRt3SZbl-Qr3g-article

Своим любимым проектом Дмитрий Азрикан считает «Сфинкс» — проект умного дома, созданный совместно с Алексеем Колотушкиным и Валерием Госсеном на международном семинаре «Будущее часов» в Ереване. «К чёрту часы!» — вспоминает дизайнер Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) свой ход мысли в интервью журналу INTERNI Russia. Вместо того, чтобы перепридумывать дизайн стрелок, Азрикан задумался о чём-то похожем на сегодняшний iPhone. «Сфинкс» — в то время «система электронного оснащения жилища» — предвосхитил идеи компании Apple и Google, которые сегодня создают целые экосистемы гаджетов.

ihCBnZtX-QSdwy6Rb3Zm-Q-article

В проект входили сферические акустические колонки, монитор, головные телефоны, ручной пульт со съёмным дисплеем, футуристичный дисковод для дискет, процессор с тремя блоками памяти и многое другое. «В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что даёт возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи», — писал журнал «Техническая эстетика» в 6 номере за 1987 год.

Светлана Мирзоян
проектировщик автобуса
«Латвия», 1960

GMTbZaqrniG-jg0RMz9DjA-article

Светлана Мирзоян, как и Дмитрий Азрикан, работала во ВНИИТЭ, если точнее, то в Специальном художественно-конструкторском бюро (СХКБ) в Риге. Но главный свой продукт она создала за несколько лет до перехода в бюро. Сразу после окончания Высшего художественно-промышленного училища в Ленинграде, дизайнер отправилась работать на Рижский завод автобусных кузовов. По легенде, Мирзоян выбрала место работы, с первого взгляда влюбившись в необычный микроавтобус RAF Spriditis, который увидела на улице.

Уже в 1960 году микроавтобус «Латвия» получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году — в Париже.

Борис Лахман
автор самого известного российского
забора ПО-2, конец 70-х

iIHNXI41h2kYuWFXrvYVsg-article

Бетонные заборы с ромбиками — символ «тёмной» России 90-х, который был изобретён главным архитектором конструкторско-технического бюро «Мосгорстройматериалы». В интервью журналу Esquire Борис Лахман, эмигрировавший в США, рассказывает: «Я сделал три эскиза, все очень симпатичные. Например, был забор, имитирующий каменную кладку. Но почему-то выбрали самый простой. Может, глаз радовала эта игра света и тени?» Сегодня бетонный забор, получивший обычное советское название ПО-2, — вслед за Калашниковым становится предметом рефлексии современных художников. 12 февраля этого года в галерее XL уличный художник 0331С представил серию фарфоровых статуэток, воспроизводящих панели забора с различными надписями и граффити.

Ираида Фомина
этикетка «Сгущённого молока», 30-е годы

-ERgy43YzSkqw90aYXnDZA-article

Про художницу, оформившую этикетку «Сгущённого молока», почти ничего неизвестно. Как пишет стрит-артист Евгений Насыров, архивы Главмолока были просто выброшены на свалку из-за отсутствия финансирования в 90-е годы, и долгое время имя автора никому не было известно. Современные художники сравнивают легендарную жестяную банку «Сгущёнки» с американским консервированным супом Campbell’s. В общем, так и есть — даже современные покупатели отдают предпочтение сгущёнке в каноническом дизайне.

Вера Мухина
архитектор, создательница гранёного стакана, 1943

p8V3SVlEPjqlbKkLn4peKw-article

По легенде, создательница скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с Казимиром Малевичем придумала семнадцатигранный стакан с ободком. Версия реалистичная — Вера Игнатьевна возглавляла Мастерскую художественного стекла в Ленинграде и сотрудничала со стеклозаводами. К тому же, как пишет Fontanka.ru, достоверно известно, что автором пивной кружки является именно она.

Владимир Арсентьев
создатель логотипа Олимпиады-80, 1975

njCg8ax6EBiPkEbBVYVO0g-article

Официальное название эмблемы не такое элегантное, как сам логотип: «От стартов ГТО — к стартам Олимпийским». Знак стал одним из главных брендов СССР 80-х годов — силуэт Московского государственного университета (или Спасской башни) в виде беговых дорожек с олимпийскими кольцами в основании. Если олимпийского мишку придумал иллюстратор Виктор Чижиков, то с автором символа Олимпиады-80 не всё так гладко: существует версия, что студент Строгановки Владимир Арсентьев просто украл идею логотипа у другого художника Виктора Никитченко. Правда претензию в плагиате Генеральный прокурор СССР не удовлетворил.

Путаница произошла во многом потому, что логотип был прислан на всесоюзный конкурс, который был объявлен в 1975 году. Как пишет журнал Kak.ru, было прислано свыше 26 тысяч эскизов от 8 500 авторов.

Михаил Оленев
автор эскизов Лампы настольной, 1968

2u5eDfcEZ_kLkqZYH5LqDA-article

Большая часть светильников, которые разработал архитектор Михаил Оленев, были созданы для музеев, банков и гостиниц. Это не случайность — советский дизайн вообще предназначался в первую очередь «для страны» и только потом для человека. Тем не менее в 1970-е годы Оленев разработал эргономичную и элегантную лампу, которая без затей была названа по-конвейерному — «Лампа настольная». Про Оленева можно почитать в воспоминаниях Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»: «…он всё равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертёж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш «Кохинор 6В», думал и по кальке правил проект…
А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе — глазастый вертолёт, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме».

Источник

По теме:

1 комментарий

Владимир 10.04.2018 at 14:17

Совершенно возмутительный текст в разделе, посвященном Владимиру Арсентьеву. Документальное подтверждение для тех, кто хочет знать, как все реально происходило: https://www.facebook.com/profile.php?id=100011042827487

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.