В России

Загонная охота на коррупционеров

Недавно на моем занятии один из слушателей, являющийся ответственным за пожарную безопасность в своей организации, посетовал, что работать в последние годы стало намного сложнее. Мол, если раньше можно было попросить инспектора государственного пожарного надзора не заметить какое-нибудь нарушение, то в последние годы это стало практически невозможным: все выявленные нарушения обязательно попадают в предписание на их устранение. И ещё — по ним выписываются весьма не иллюзорные штрафы. Одним словом, стало намного дешевле выполнить все необходимые требования в полном объёме.


В принципе, так и должно быть в любом нормальном правовом государстве. Именно к этому призывала на словах «болотная» оппозиция, когда критиковала власти страны за всепроникающую коррупцию. Но, в отличие от либералов, чья борьба с коррупцией заключалась в лозунгах и речёвках, её искоренение силами государственного аппарата на практике оказалась намного более эффективным.

Мало кто заметил, но в последнее время, если происходит какое-либо чрезвычайное происшествие, то к ответственности привлекают не только его непосредственных виновников, но и тех должностных лиц, по недосмотру которых оно стало возможным.

Вспомним трагический пожар, унесший жизни 156 человек в пермском клубе «Хромая Лошадь». Кроме тех, кто владел клубом и организовывал пиротехническое шоу, ставшее причиной пожара, к уголовной ответственности были привлечены и должностные лица, которые проявили халатность — пройдя мимо явных нарушений. Итогом стало не только наказание виновных. Приговор суда произвёл еще и серьезный психологический эффект: теперь любое должностное лицо, оказавшись перед выбором — заметить нарушения и сохранить должность, карьеру и свободу или же наоборот, не обратить на них внимание и рисковать впоследствии оказаться на несколько лет в не столь отдаленных местах, потеряв при этом навсегда право работать по специальности, лишившись перспектив карьеры и социальных преференций — наверняка задумается над вопросом: «А стоит ли оно того, чтобы так рисковать?»

Чтобы ни говорили критики власти, но коррупционных проявлений в последние годы стало значительно меньше. Фактически, та борьба, которую ведет государство с нетрудовыми доходами должностных лиц и чиновников, стала похожа на загонную охоту, когда коррупционеров мастерски обкладывают флажками. Дело всё в том, что прямые карательные меры в противодействии коррупции не всегда эффективны. В Китае, который любят приводить в качестве примера эффективной антикоррупционной политики, попавшихся на взятке чиновников — расстреливают. Однако, драконовские меры оказываются не всегда эффективными: в первой половине 2014 года китайские правоохранители выявили на 30% больше коррупционных преступлений среди должностных лиц, чем за аналогичный период прошлого года. Значит, само явление никуда не делось, на место выявленных и привлечённых к ответственности руководителей пришли новые кадры. Но, с теми же проблемами и жизненной позицией. С другой стороны, это свидетельство того, что коррупция — это огромная проблема, которую за несколько лет невозможно полностью изжить, даже прибегая к жестоким мерам.

В России пошли несколько другим путём. В отличие от КНР, в нашей стране не устраивают показных облав на коррупционеров и не рапортуют о тысячах выявленных и наказанных нерадивых чиновников. В Российской Федерации планомерно ведется создание системы, при которой участвовать в незаконных схемах обогащения для должностных лиц становится крайне невыгодным занятием, причём, по большей части с сугубо с экономической точки зрения.

2 апреля этого года президент России подписал указы «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции»» и «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам»». Эти документы остались практически незамеченными средствами массовой информации и политологами на фоне происходивших в момент их подписания украинских событий, но, тем не менее, они явились своеобразной поворотной точкой в борьбе с коррупцией. Для должностных лиц и чиновников ввели чёткую систему: «сколько заработал, столько и потратил». Причём, записать дорогие покупки на ближайших родственников уже не получится — чиновник обязан декларировать и их расходы, сопоставляя с доходной частью семейного бюджета. То есть, создаётся система, при которой мздоимец, конечно, может получить нетрудовой доход с использованием своего должностного положения. А вот потратить его без риска получить массу неудобных вопросов о происхождении финансовых средств — уже нет.

Конечно, подобные меры не столь эффектны в глазах обывателей, как вынесение смертного приговора очередному проворовавшемуся китайскому министру, но они не менее эффективны в деле борьбы с коррупцией, постепенно превращая её в крайне невыгодное с экономической точки зрения и очень рисковое — в плане перспектив попасться в поле зрение правоохранительных органов — занятие.

Понятное дело, что менталитет коррупционеров не подлежит одномоментной перестройке. Брать взятки и получать нетрудовые доходы в России, пока, не перестали. Коррупция — весьма инерционное явление, чтобы переломить ситуацию окончательно, нужна смена нескольких поколений, которые уже со школы и вуза будут знать, что влечёт за собой получение нетрудовых доходов. Но, эффект от государственных мер, направленных на противодействие коррупции, уже можно наблюдать и сейчас.

Тех чиновников высшего уровня, которые не поняли, что власть взялась за проблему всерьёз — начали постепенно вычищать. Губернатора Брянской области Николая Денина и главу Новосибирской области Василия Юрченко отправили в досрочные отставки. Конечно, можно сказать, что с ними поступили достаточно мягко, всё-таки дело обошлось без возбуждения против них уголовных дел и судов с последующими обвинительными приговорами. Но «чёрную метку» коррупционерам при этом весьма недвусмысленно отправили. Кто-то, конечно, задумался, стоит ли начинать строить карьеру заново, имея в послужном формуляре запись «уволен в связи с утратой доверия», а кто-то махнул рукой — мол, меня эта политика не коснётся. Для тех, кто до сих пор не врубился в происходящее — последовал новый живой пример: отставного мэра Астрахани Михаила Столярова суд приговорил мало того, что к десяти годам колонии строгого режима, так еще и к штрафу в 500 миллионов рублей! Такая астрономическая сумма штрафа — ничто иное, как неофициальная конфискация имущества, добытого нечестным путём.

Таким образом, сейчас между коррупционными стремлениями к получению нетрудовых доходов отдельных, не понявших политики государства чиновников, и игрой в рулетку можно поставить жирный знак равенства. Слишком стал велик риск за этим «карточным столом»: получив незначительный выигрыш, можно в финале остаться и без свободы, и без штанов.

Похоже, многие должностные лица поймут, что жить на одну официальную зарплату, пусть и не шикуя особенно, всё-таки намного более перспективное занятие, чем существовать по известной формуле из советской киноклассики — «украл, выпил, в тюрьму».
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.