В России

Сказки о магической сырьевой игле

Небольшое предисловие

Очень часто приходится слышать от представителей либеральной и не только тусовки — что в России ничего не создается, промышленность находится в полном развале, а сами мы живем только за счет экспорта углеводородов. Даже опубликованная мною статья, по поводу проходящей в Москве Международной выставки достижений военно-промышленного комплекса Interpolitex-2014, судя по комментарию одного из читателей, вызвала следующую реакцию — ну да, мол, ВПК у нас оказывается не то чтобы не развален, а даже развивается; но вот все остальное — точно находится в состоянии близкому к хаосу, распилу и давно уже деградировало.

Что-то мне подсказало, что людей с таким мнением в России, к сожалению, не один и не два десятка, а гораздо больше. Что собственно и заставило меня написать эту статью.

***

В СССР, как многие помнят, экономика была по большей части локальной, что сказывалось и на развитии промышленности. В Советском Союзе выпускали практически все, что необходимо для существования современного государства в условиях научно-технического прогресса: начиная от гражданских самолетов, заканчивая кофемолками, телевизорами и магнитофонами. Конечно, в условиях недостатков социалистической системы хозяйствования, это с одной стороны приводило к товарному дефициту — очень губительному для экономики СССР явлению, а с другой к тому, что выпускаемая советскими предприятиями продукция зачастую была морально устаревшей, в сравнении с иностранными аналогами и её качество в ряде случаев оставляло желать лучшего. Когда «железный занавес» рухнул, на территорию России потоком устремилась импортная продукция, которой было больше, чем могли произвести предприятия бывшего СССР, она была более качественной и современной. Не выдержав конкуренции, начали умирать или приходить в упадок целые отрасли экономики — например, производство бытовой техники, легкая промышленность. В 90-е, закрывались даже предприятия пищевой промышленности, не выдерживая конкуренции с поставками продовольствия из-за рубежа. Конечно, такое явление сложно назвать хорошим. Но это смотря с какой стороны на это явление посмотреть. Если пойти путем продолжения политики СССР — то следовало для сохранения собственной производственной базы, способной производить все что угодно — от кастрюль до самолетов, снова закрыть свои государственные границы для движения импортных товаров, или установить для них неподъемные таможенные пошлины. И пока отечественные конструкторы в НИИ вместе с технологами на производствах разработают и освоят выпуск конкурентноспособной продукции, не хуже чем у них — населению пришлось бы как то продолжать свое существование в условиях товарного дефицита и проклинать качество и уровень отечественной продукции.

В условиях рыночной экономики — развивается выпуск той продукции, которая отвечает требованиям потребителя и востребована. Это аксиома. Конечно, интересы отечественного производителя нужно защищать, но эта защита его интересов не должна приводить к технологической изоляции, поскольку, если допустим сейчас запретить ввоз импортных легковых автомобилей, то какой интерес будет у отечественных автозаводов что-то развивать и внедрять в производство? Хочет потребитель или нет, но будет ездить на Ладе-Калине, которую в таких условиях даже не будет интереса модернизировать — покупатель повозмущается конечно, но при отсутствии достойной альтернативы к ней же и вернется.

Такая экономическая политика, конечно бы позволила сохранить целые промышленные отрасли, но назвать её правильной — нельзя. При её реализации мы бы вернулись рано или поздно к той стадии, на которой оказался СССР в конце 80-х годов, примерно с такими же последствиями.

Поэтому в России сейчас развиваются те направления промышленности, которые востребованы на внутреннем или внешнем рынке. Конечно, это продукция военно-промышленного комплекса — она востребована и находится на мировом уровне. Экспорт углеводородов, который очень любят ставить в вину нынешнему руководству страны либералы — аналогично. Причем, если говорить об экспорте нефти и природного газа — то он включает в себя не только их добычу — это развитие технологий его добычи, хранения и транспортировки. И тут мы подходим к тому, что скрывает за собой эта «сырьевая» экономика — если бы добыча производилась руками иностранных компаний, то это попадало бы под определение «торговля недрами». Но добывают, и в ряде случаев перерабатывают сырье — российские компании, а это огромная разница с чистой «сырьевой экономикой». Эти добывающие и перерабатывающие компании вкладывают средства в развитие сопутствующих направлений промышленности — химической промышленности, транспорта, электроэнергетики, строительства. Что заставляет отрасли «спутники» достаточно интенсивно развиваться.

Посмотрим, к примеру, что произошло в последние 20 лет только с одним направлением транспортного машиностроения — а именно с выпуском подвижного состава и оборудования для отечественных железных дорог. Если в СССР — практически все пассажирские электровозы и значительная часть купейных вагонов, дизель-поездов и путевых машин импортировались, то в современной ситуации — произошло обратное явление — мало того, что российская промышленность освоила выпуск достаточно современной железнодорожной техники, причем со значительным снижением зависимости от её импорта, так еще и стала её экспортировать. Это произошло потому, что продукция данной конкретной отрасли отвечает требованиям современного потребителя и востребована. Примерно то же самое произошло и с пищевой промышленностью — хотя доля импорта продовольствия в условиях России присутствует, но ввод санкций на его поставки — ни к голоду, ни к дефициту не привел. Хотя, кое-кому и пришлось отказаться от хамона с пармезаном. Точно также развивается в нашей стране металлургия. Ведь Россия не экспортирует железную руду, как Швеция, а готовый прокат. А это означает что металлургические предприятия обречены на развитие, равно как и все смежные отрасли промышленности, чье развитие завязано на металлургию.

Или рассмотрим другую развивающуюся в России отрасль, а именно строительство. Известно, что одно рабочее место в строительстве создаёт от 8 до 12 мест в смежных отраслях. В кооперации с машиностроением строительство осуществляет расширенное воспроизводство основных фондов отраслей, обеспечивая тем самым экономическое развитие. Строительство формирует 5,5% ВВП России и обеспечивает занятость почти 5,5 млн. человек. Последние годы стали началом медленного, трудного, но всё же подъёма в строительстве. Появились заказы на новые объекты, оживает рынок жилья, выделены крупные финансовые ресурсы на строительство дорог и объектов инфраструктуры. По данным Роскомстата, за последние годы объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», вырос по сравнению с 2009 годом почти на 30%, причем темпы развития этой отрасли продолжают увеличиваться.

Но это все примитивно и не очень креативно — возразят осведомленные люди. Где высокие технологии? А вот эти технологии как раз и предстоит создать или купить за рубежом. А учитывая, что их за бесплатно нам никто поставлять не собирается — и надо пока развивать те направления экономики, где реально заработать средства на покупку таких технологий в перспективе.

Поэтому можно критиковать экономики России за значительную «сырьевую» составляющую до бесконечности, но иного выхода после краха советской экономической модели у страны по сути — не было. Либо становиться «снова СССР», либо искать где и как заработать на модернизацию своей промышленности. Так, что если Россия не свернет с выбранного курса, то мы еще вполне возможно поездим на отечественных легковушках. Которые, очень возможно, будут не хуже, чем импортные аналоги.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.