Армия

ЦМКБ «Алмаз»: «Бойкий» и «Стойкий» с двумя мегатоннами на борту

Корабли-невидимки и катера с боекомплектом крейсеров.

22 октября 1949 года было основано Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Бюро специализируется на создании скоростных боевых кораблей различного назначения – от десантных до ракетных. Многие разработки «Алмаза» являются уникальными.

От деревянных катеров до носителей ядерных боеголовок

«Алмаз» возник не на пустом месте. В 1949 году произошло перепрофилирование и укрупнение конструкторского бюро при Ленинградском заводе №5, которое с 30-х годов специализировалось на выпуске легких пограничных катеров, вооруженных двумя 45-мм орудиями. Катера пользовались большой популярностью в погранвойсках за счет своей быстроходности и простоты в эксплуатации. К тому же их производство было недорогим – корпуса изготавливались из дерева.

Но после окончания войны у ВМФ назрела потребность в торпедных катерах дальнего действия, рассчитанных на длительное патрулирование. И образованному на базе заводского подразделения Специализированному конструкторскому бюро 5 (СКБ-5) была поставлена именно эта задача. В 1956 году СКБ-5 было переименовано в ЦКБ-5. А в 1963 году бюро получает название ЦМКБ «Алмаз», и ему придается мощная производственная база.

Поставленная задача была выполнена к 1951 году. Торпедный катер проекта 183 обладал прекрасными характеристиками, было выпущено 600 единиц, а его создатели получили Сталинскую премию.

Но середине 50-х годов в связи с бурным развитием военной техники торпедные катера теряют свою актуальность. Их начинают вытеснять катера, вооруженные крылатыми ракетами, способными наносить удары с большого расстояния по надводным целям, которые не имеют возможности уклониться от ракеты за счет маневрирования.

ЦМКБ «Алмаз» с блеском справилось и с этой задачей, создав первый в мире катер, вооруженный крылатыми ракетами, получивший название «Оса». Не теряя темпа, ЦМКБ начал выпускать модернизированные катера этого типа. Эта работа получила Ленинскую премию.

К середине 70-х годов «Алмаз» освоил выпуск и других быстроходных судов малого и среднего водоизмещения: десантных катеров, морских тральщиков, сторожевых кораблей, патрульных катеров, судов на воздушной подушке. Ряд разработок предназначен не только для моря, но и для реки. Бюро выпускает и плавучие доки – ремонтные, спусковые и транспортные. А также суда для освоения шельфовых месторождений.

Разработки КБ часто являются первыми в мире по конструкторскому решению и используемому вооружению.

На крыльях

Значительным прорывом в вооружении отечественного ВМФ быстроходными малыми ракетными кораблями, имеющими мощное вооружение, стала реализация проекта 1240. Ему предшествовало проектирование экспериментального гражданского судна «Тайфун», оснащенного глубокопогружными автоматически управляемыми подводными крыльями.

22613213

Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»
Под руководством главного конструктора Вадима Бурлакова в 1977 году был построен ракетный корабль на подводных крыльях «Ураган» — чемпион в «своем весе». Имея водоизмещение в 430 тонн, он стал самым крупным судном на подводных крыльях. И при этом «Ураган» был способен развивать спринтерскую скорость в 60 узлов. Вооружен был четырьмя ракетами «Малахит» — новейшей разработкой того времени. Эти противокорабельные ракеты, поражающие цель на расстоянии 120 км и способные нести боеголовку в 2 мегатонны, находятся на вооружении и поныне. Также они вооружены зенитным ракетным комплексом «Оса-М» с боекомплектом из 20 управляемых ракет.
Характеристики КПК «Ураган»

Водоизмещение полное – 432 т

Длина – 56,6 м

Ширина – 9 м

Осадка – 2,2 м на ходу, 8,2 м с опущенными крыльями

Силовая установка дизельно-газотурбинная, мощность дизелей и генераторов — 2х18 000 л. с, 2х1100 л. с,.3х100 кВт, 2х100 кВт

Движители – 4 винта и 2 водомета малой скорости

Скорость – 60 узлов максимальная, 50 узлов крейсерская

Дальность плавания – от 700 миль до 1500 миль в зависимости от режима

Автономность – 5 суток

Экипаж – 34 человека.

На подушке

В 70-е годы новым словом в создании десантных катеров стал «Джейран» на воздушной подушке. Его главный конструктор Л.В.Озимов и ряд ведущих разработчиков были удостоены Государственной премии. На основе опыта, накопленного при создании «Джейрана», в конце 80-х годов были построены два уникальных малых ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» — «Бора» и «Самум», их передали Черноморскому флоту.

49505846

Малый ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч»
В кораблях использована схема гидродинамической платформы на основе катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой. За счет использования катамарана корабль имеет большую палубу, что упрощает работу экипажа с вооружением и судовыми агрегатами.

При этом «Бора» и «Самум» отличаются от судов своего класса значительной огневой мощью, которая эквивалентна ударному потенциалу ракетного крейсера. В данных судах конструкторам удалось совместить небольшие габариты корабля водоизмещением в 1000 тонн с мощным вооружением и ту же самую тысячу тонн со скоростью в 55 узлов. И эта разработка также была отмечена Госпремией, на сей раз уже Российской Федерации, а не СССР, поскольку суда пришли на место постоянной службы, в Севастополь, в конце 90-х годов.

Характеристики малых ракетных крейсеров «Бора» и «Самум»

Водоизмещение – 1050 тонн
Длина – 65,6 м

Ширина – 17,2 м

Осадка – 3,3 м, 1 м при работе нагнетателей

Силовая установка:

— 2 газотурбинные установки мощностью 2х36000 л.с.

— 2 дизеля мощностью 2х20000 л.с.

Максимальная скорость – 55 узлов

Дальность плавания – от 800 миль до 2500 миль в зависимости от режима хода

Экипаж – 68 человек

Вооружение:

— одна артиллерийская установка 76-мм

— две шестиствольные зенитные артиллерийские установки 30-мм

— восемь пусковых установок крылатых ракет «Москит»

— две ракетные зенитные установки «Оса-М».

Корабли-невидимки

В ноябре 2007 года ВМФ был передан многоцелевой корвет «Стерегущий», построенный по проекту 20380. Этот корабль, спроектированный с использованием стелс-технологии, по многим параметрам не имеет в мире аналогов. Его генеральным разработчиком является ЦМКБ «Алмаз», а соисполнителями проекта стали 70 НИИ, КБ и промышленных предприятий.

Запланировано 18 корветов этой серии. 4 – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» — построены и находятся в составе ВМФ. 5 корветов строятся. Стоимость одного корвета проекта 20380 оценивается в 10 млрд. рублей.

Корвет проекта 20380
Корвет проекта 20380

Весной 2011 года ЦМКБ «Алмаз» заключило соглашение с Министерством обороны на строительство 9 кораблей проекта 20385, которые представляет собой модификацию «Стерегущего» с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением.

Эти корветы отличает многофункциональность, компактность, высокий уровень автоматизации корабельных систем, модульность архитектуры, позволяющая легко и быстро обновлять вооружение и радиоэлектронное оборудование. За счет использования ряда современных приемов снижения видимости корабля, таких как применение радиопоглощающих материалов и покрытий, скрытного расположения ракетного вооружения и антенн, средств, корректирующих формирование физических полей верхней полусферы корабля, удалось существенно снизить его видимость для радаров. Эффективная поверхность рассеяния была уменьшена в 3 раза по сравнению с аналогичными судами, а вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1.

Живучесть корабля была также повышена за счет радикальных конструкторских решений, резко снижающих вероятность возникновения пожаров и взрывов. Была также существенно повышена защита от воздействия оружия противника.

Характеристики корвета «Стерегущий»

Водоизмещение – 2220 тонн

Длина – 104,5 м

Осадка – 7,95 м

Мощность дизельной силовой установки – 4х23320 л.с.

Скорость хода – 27 узлов

Дальность – 3500 миль

Автономность – 15 суток

Экипаж – 99 человек

Вооружение:

— противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с боекомплектом из 8 ракет Х-35 с дальностью 260 км;

— зенитный артиллерийско-ракетный комплекс «Кортик-М»;

— артиллерийская установка 100-мм со скорострельностью 80 выстр/мин и две 6-ствольные зенитные установки 30-мм;

— два 4-трубных торпедный аппарата 330-мм;

— палубный вертолет Ка-27

— радиолокационное и радиоэлектронное вооружение, обеспечивающее обнаружение и уничтожение воздушных, надводных и подводных целей, а также защиту корабля от боевых действий неприятеля.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.