В Мире

Люстрация на Украине грозит оставить страну без судей и силовиков

На Украине продолжается процесс люстрации. Первыми чиновниками, уволенными указами главы правительства, были первые заместители министров, заместители министров, руководители госкомитетов и национальных агентств. Самих министров, как уточнил Арсений Яценюк, освободить от занимаемой должности можно только с согласия депутатов высшего законодательного органа.

Поскольку Верховная Рада соберется не ранее декабря и ее состав значительно обновится, госслужащие высших категорий могут позволить себе «выдохнуть».

То же касается и самой «цепкой» категории государевых слуг. О них премьер-министр счел необходимым упомянуть на заседании Кабмина, проходившем в день вступления в силу непривычного для любой из постсоветских республик закона. «Третий блок проверок касается судей. Срок начала проверки начинается в декабре 2014 года и заканчивается в декабре 2015″, — заявил г-н Яценюк. По его словам, соответствующей проверке подвергнутся все профессиональные судьи, члены Высшего совета юстиции и члены Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Почему людей, отправляющих правосудие в каких-нибудь Залещиках Тернопольской области или Великих Рогачиках Херсонской, приравняли по срокам люстрирования к членам правительства?

Все дело в Основном Законе.

Конституция Украины гласит: увольнение судьи с должности осуществляется органом, который его избрал. В числе оснований для увольнения — нарушение присяги, прекращение (отсутствие) украинского гражданства. Судьи назначаются решением президента государства. Поскольку изменения в Конституцию Украины, одновременно с принятием закона «Об очищении власти», приняты не были (для «вмешательства» в текст Конституции надобно их одобрение не менее тремястами народными депутатами), в декабре-2014 кандидатов на «очищение», в лучшем случае, известят о намерениях. Пока Верховная Рада не проголосует за новый порядок увольнения судей, ни один люстрационный орган не будет лишать людей в мантиях права на труд.

Между тем, часть судейского корпуса уже подыскивает себе… не только должность в крутой адвокатской компании, а и будущую VIP-клиентуру. Скажем, председатель одного Окружного административного суда за несколько последних лет службы стал обладателем 5 (пяти) престижных иномарок с госномерами 0001, 3333, 4444, 5555, 8888, а в прошлом году приобрел четырехэтажный особняк на берегу Черного моря у бывшего министра юстиции в правительстве Николая Азарова. Этот не самый бедный служитель Фемиды – в первых рядах «ждущих заклания». Сама экс-министр, к слову, окончила… кулинарное профтехучилище, однако к специальности повара-кондитера догадалась присовокупить диплом некоего «полулевого» донбасского вуза.

В качестве одного из способов выявления обладателей подобных дипломов украинские политики-популисты предлагают проверку всего судейского корпуса страны на полиграфе. В соответствующий «вопросник», по их убеждению, должны также вноситься члены семьи конкретного судьи. Причем понятие «семья» трактуется «расширительно»: родители, дети, супруги детей, внуки, братья и сестры.

Доходы семьи предлагается анализировать с момента вступления лица в должность судьи. С того же момента анализируются расходы, коими признаются средства в депозитах и ценных бумагах, недвижимость, (как та, которая официально записана на имя хозяев, так и та, в которой хозяева фактически проживают на основе нерыночных условий аренды), транспортные средства (собственные и арендованные или использующиеся по доверенности).

Информация обо всем этом имуществе может быть получена от налоговых органов, банков, хранителей ценных бумаг, нотариусов, ГАИ, регистраторов прав на недвижимость. Должна быть использована оперативная информация для определения места фактического проживания судьи и членов его семьи, а также автомобилей, которыми пользуются судьи и члены их семьи.

Обычному обывателю любой судья представляется «исчадием зла». Алчным коррупционером, наживающимся даже на пустяковых гражданских делах. Надо отметить: укоренению в сознание такого негатива способствуют и сами судьи, выкладывающие в социальных сетях пикантные фото с изображением себя, любимых, на самых престижных мировых курортах. Если каких-нибудь 5-6 лет назад признаком крутизны считалось отмечание дня рождения на каком-нибудь из островов с приглашением Верки Сердючки, — сегодняшние судьи, к примеру, из Днепропетровска «выписывают» себе на пикник на заграничный курорт уже по нескольку «экземпляров» рейтинговых мастеров искусств. Причем не вышедших в тираж, — самое что ни на есть «новьё».

Но вопрос в том, где брать людей на место уволенных вследствие непрохождения люстрационной проверки.

В 2002-м году перед выборами в Верховную Раду 4-го созыва корреспондент «МК» брал интервью у одного из членов Верховного Суда Украины, метившего в народные депутаты. На тот момент мой собеседник располагал цифрой «387». Именно такое количество украинских вузов, частных и государственных, занималось подготовкой правоведов! Профессиональный уровень выпускников юридических факультетов Агроэкологической академии (в прошлом заурядного сельхозинститута) или Национального Университета культуры и искусств разительно отличался от уровня воспитанников Харьковской юракадемии им. Ярослава Мудрого или юрфака Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко.

Тем не менее, к открывающимся благодаря люстрации вакансиям на полном серьезе присматриваются «узкоспециализированные» юристы-парикмахеры вкупе с правоведами-агрономами. Их расчет прост: «свято место пусто не бывает». Дескать, практикующие адвокаты без труда могут переквалифицироваться в служителей Фемиды. То, что многие из них имеют весьма приблизительное представление об основах права, не столь существенно. Они-то ведь не одно дело выигрывали (зная, как, куда и с чем зайти).

Не удивительно, что нынешний судейский корпус категорически против внедрения выскочек в свои тесные ряды. В украинской судебной системе стойкая мафия сформировалась еще до падения СССР. Подобно восхваляемым партийной пропагандой «рабочим династиям», дети судей, их близкие родственники редко оказывались невостребованными Системой; другое дело, писать об этом отваживались не все.

Вот по этой-то причине признанные в судейском сообществе авторитеты предлагают сделать люстрацию «пропорциональной». Скажем, в Верховном Суде подвергнуть этой процедуре три четверти членов ВС, чуть меньше – в Высших специализированных судах. В Апелляционных судах (прежде звавшихся облсудами) – от 25 до 50 процентов судей, в судах первой инстанции — от 10 до 25 процентов.

Самым коррумпированным из современных украинских судов слывет Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам. Поскольку создавали его для обслуживания​исключительно «донецких» интересов, без учета мнения представителей других регионов (не говоря уже об оппозиции), судьям этого суда, возможно, предложат подать заявления на увольнение еще до начала процедуры люстрации.

Почему так разнятся «квоты» Верховного Суда и местных судов? Да потому что вовсе не обязательно вычищать от замеченных в неблаговидных деяниях «жрецов» районных Храмов Правосудия. Достаточно «освободиться» от коррумпированной судейской верхушки, — и в судах пониже рангом поймут, что надобно «перестраиваться».

В недрах исполнительной власти в настоящее время разрабатывается законопроект о привлечении на государственную службу людей из бизнеса. Речь идет о тех самых практикующих адвокатах, немало настрадавшихся от ежедневного судейского произвола. Жалованье этих специалистов после перехода на «государеву службу» резко уменьшится, посему предлагается создать спецфонд для доплаты судьям-адвокатам.

Предпочтение при приеме на госслужбу, возможно, будет отдаваться людям, зарекомендовавшим себя на Западе. Однако и адвокатам-россиянам путь в судейское сообщество Украины не будет заказан; для этого предлагают на определенное время «не обращать внимания» на гражданство претендента, на знание им украинского языка. Конечно, на первых порах судья, имевший адвокатскую практику в РФ, может в ряде случаев допускать незначительные ошибки. Однако в целом польза от кадрового нововведения с привлечением опытных иностранных правоведов в несколько раз перевесит те самые мелкие погрешности.

Еще одна категория госслужащих, по которой проедется «люстрационный каток», — сотрудники секретных служб.

Руководство СВР Украины сегодня обратилось в Кабмин и Люстрационный комитет Украины с просьбой разъяснить ряд положений закона «Об очищении власти».

Днем ранее глава общественного Люстрационного комитета Егор Соболев в интервью Deutsche Welle заявил о том, что первым по «закону о люстрации» должен быть уволен председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко. «Он является выходцем из КГБ, окончил Институт разведки имени Андропова КГБ СССР. А закон требует, чтобы все люди, которые работали, сотрудничали или учились в КГБ, покинули наши государственные органы», – отметил Соболев.

С СБУ у Люстрационного комитета тяжба будет не менее затяжной, нежели с судьями. Правопреемница КГБ Украинской ССР, как утверждают острословы, расшифровывается следующим образом: «Справжни Бизнесмены Украины». То есть, настоящие бизнесмены, ничуть не уступающие судьям, разъезжающим кавалькадами из нескольких сверхдорогих автомобилях по экзотическим уголкам планеты.

У чекистов процесс «очищения» может идти посредством службы в зоне АТО. Корреспонденту «МК» на избирательном участке 26 октября в бюллетене с фамилиями кандидатов в депутаты Верховной Рады будет предложено, в том числе, проголосовать за прослужившего месяц в зоне боевых действий киевского полковника СБУ.

Судей, изъявивших желание добровольно отправиться в восточные области страны с целью защиты сограждан и рассчитывающих вскоре избраться в парламент, в 42-миллионной славянской стране наберется не более двух-трех.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.