В Мире

Евросоюз ужесточил условия введения безвизового режима для Украины

Евросоюз отодвинул на неопределенное время предоставление Украине безвизового статуса, хотя отмена виз для украинцев была главным обещанием европейских чиновников во время событий на Майдане. Формально этот вопрос с повестки дня как бы не снимается. Но условия выдвинуты такие, что в ближайшей перспективе они вряд ли окажутся «незалежной» по зубам.

Как следует из заявления первого заместителя главы украинского МИД Натальи Галибаренко, озвучившей на днях эти требования, прежде всего Украина должна ввести как можно скорее биометрические паспорта, сообщает портал Украина.rу



По словам представителя МИД, это требует больших средств, но их надо найти для «дальнейшей интеграции с ЕС».

Где будут искать, Галибаренко не уточнила.

Между тем, для перехода на биометрические паспорта нужно создать соответствующую инфраструктуру и обеспечить условия для фотосъемки, считывания отпечатков пальцев, внесения данных в электронный реестр и т.д.

Насколько известно, такая подготовка даже не началась.

При том, что «домашнее задание», которое Украина получила от европейских товарищей, имеет и другие не менее затратные пункты. В частности, киевские власти обязаны комплексно реформировать погранслужбу и обеспечить безопасность своих границ.

Вопрос: способна ли «незалежная» выполнить эти условия, учитывая тот экономический и политический раздрай, который царит в стране? Или Европа намеренно выдвигает Украине фактически невыполнимые требования из неких прагматических соображений?

— Действительно, Европейскому союзу Украина была нужна и интересна как партнер в формате соглашения об ассоциации, которое в свое время не подписал Янукович, — считает политический аналитик Станислав Бышок. – Тогда Украина в целом была страной, скажем так, не беспроблемной, но относительно спокойной.

Потом была целая цепь событий – Евромайдан, гражданская войны (продолжающаяся до сих пор, что бы не говорили киевские власти), стагнация экономики…

Сейчас Украина совсем не такая, какой хотел бы ее видеть Европейский союз, хотя бы как рынок сбыта для своих товаров.

С другой стороны, ЕС и США, я думаю, хотят показать Киеву какую-то видимость поддержки, такой «свет в конце тоннеля». Вот на днях туда приезжала Виктория Нуланд (официальный представитель Государственного департамента США, в свое время подкормившая Майдан хлебной сдобой – ред.). Очевидно, с какими-то новыми инструкциями или, во всяком случае, с новыми какими-то словами поддержки: мол, «мужайтесь, крепитесь. Запад вам поможет. Но только стойте на своем, не выводите войска из Донбасса. Не признавайте референдум в Крыму и т.д.».

И «домашнее задание» от Евросоюза – это просто один из таких шагов. Просто в очередной раз помахали флажками издалека: вот только сделайте эти биометрические паспорта, укрепите границу – и мы вам откроем все двери. То есть, если сделаете невозможное (европейские структуры, я думаю, прекрасно это понимают) – вытащите себя за волосы, как барон Мюнхгаузен, из этого болота, то тогда, конечно, милости просим к нам, в Европу.

Но сейчас даже главный адвокат Украины – Польша с большим скрипом дает гражданам Украины просто визы. Поэтому, конечно, новые условия Евросоюза – это, скорее, символический знак, реверанс: мы по-прежнему поддерживаем вашу революцию, поддерживаем вашу борьбу, но…

 — Но вам придется вывернуться наизнанку, чтобы что-то получить…

— Именно так. Другое дело, что украинское общество по-прежнему верит в то, что оно – такое разваливающееся, стагнирующее, но все еще нужно Европе. И стоит только сделать небольшой рывок, все случится – границы откроются. И, несмотря на то, что в самой Европе рецессия и рост безработицы, она все равно с распростертыми объятиями примет украинцев – сколько бы их не приехало.

 — А многие ведь могут приехать с оружием. Дело покойного Саши Билого живет на Украине и процветает…

— Что касается оружия, то это отдельный вопрос. Потому что, например, есть некоторые территории на востоке Польши, которые украинские националисты по-прежнему считают оккупированными этническими территориями украинцев. Там бандеровские листовки уже начали распространяться. Конечно же, это тоже важный момент, который нужно учитывать.

Европа (имеется в виду европейский мейнстрим, а не думающие европейские люди и европейские политика) закрывает глаза на все эти «азовы», «айдары», «правые секторы», когда они действуют на территории Украины против Новороссии. Но понятное дело, у себя они такого допустить не хотят и ни в коем случае не допустят.

Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов обратил внимание на то, что «выполнение Киевом всех этих рекомендаций ЕС – это только начало пути»:

— Все это потом должны одобрить 28 стран-членов Евросоюза. Или, по крайней мере, страны, входящие в шенгенскую зону.

Поэтому, на мой взгляд, требования со стороны Евросоюза, может быть, и правильные, но они упираются во многие технические параметры. И это, очевидно, займет достаточно продолжительное время, даже при самом оптимистичном сценарии.

 — Президент Порошенко ранее говорил, что Украина присоединится к безвизовому режиму с ЕС в мае 2015 года. То есть, он, видимо, рассчитывают установить контроль за тем участком границы, который сейчас является частью Новороссии?

— И то, и другое маловероятно. Раз они не смогли это сделать вначале – взять границу под полный контроль, с тем запалом, который был у них, то сейчас, очевидно, это будет сделать еще труднее.

 — Но если условия не будут выполнены, то, получается, в ближайшее время безвизовый режим Украине не светит?

— Но, понимаете, это та самая «морковка», на которую ловили украинских граждан. Ради нее, собственно, был устроен Майдан, и все то действо, которое мы наблюдаем уже почти год.

И как эта «морковка» будет реализовываться, тоже большой вопрос.

А здесь помимо политических масса других — экономических, технических и проч. — требований и ограничений.

Мы знаем на примере той же Турции, сколько этот процесс может занять, знаем, с какими издержками он шел и в других странах. Но Украина еще большая 40-миллионная страна. К тому же, с территориями, статус которых еще даже по украинскому законодательству не отрегулирован.

Как будет новая Рада это регулировать? Ведь одного желания Порошенко мало. Да и не все там считаются с его мнением.

Так что, по этому вопросу, думаю, будет жесткая борьба в самом украинском истеблишменте.

— А в принципе, Европе нужна такая проблемная страна в качестве безвизового соседа?

— Это, безусловно, вопрос: нужна ли Украина Европе? Ставки очень высоки. Мы помним пример Югославии, когда Европа пошла на большие издержки экономические, военные и переломила ситуацию

Поэтому разные мнения есть в ЕС. Разные там подходы. Все это очень напоминает многослойный пирог…

Но я бы хотел вернуться к образу «морковки», которую Европа держит перед Украиной и украинскими гражданами. «Морковка» должна работать – понимаете. Если ею не размахивать периодически, то клиент, так сказать, утратит свою заинтересованность. Вот они и стараются …

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.