Статьи

Украина, Новороссия и причинно-следственные связи

Что будет, если стеклянный стакан с силой швырнуть в стену? Он разобьется — не задумываясь выдаст прогноз практически любой человек. Вне зависимости от национальности, партийной принадлежности или экономических взглядов. Потому, что это абстрактная стена, условный стакан и безразличные последствия.

Увы, подход к прогнозированию меняется, как только дело доходит до пристрастных вопросов. Вместо поиска ответа на вопрос — сколько будет дважды два? — сначала возникает вопрос — а мы продаем или покупаем? Чей это стакан? В чью стенку? Какая польза нам от последствий? Если нам пользы нет, тем более — если есть вред, пусть даже малый, то вместо прогноза часто выдается: — поставь стакан на место! Неча посудой разбрасываться! Однако законы природы таковы, что им без разницы, по какую сторону баррикад кто находится. Падающее яблоко совершенно одинаково бьет по голове, что Ньютону, что папуасу, что фанатичному любителю хамона. Украина тому — самый наглядный пример. Причем, вся Украина, включая Новороссию.



Сегодня очевидна ошибочность и несостоятельность целого ряда фундаментальных прогнозов, которые делались на протяжении всей первой половины текущего года. Украинские олигархи вовсе не собираются сбегать за кордон после срочной распродажи страны. Американские и европейские нефтегазовые транснациональные корпорации не стремятся очистить территорию Украины от ее населения, чтобы без проблем качать украинский сланцевый газ. Украинское население не одумается и не покается после того, как придут зимние холода. НАТО не двинет свои танки к Донецку, чтобы там повоевать с РФ ради независимости Украины. РФ тоже не бросит свои десантно-штурмовые бригады к Ужгороду. Почему? Потому что есть только стакан, только стена, и только физические законы механики.

Чтобы понять происходящее на Украине, лучше всего отложить на время ярлыки «фашист», «сепарат», за одно и «олигарх» с «США». Все много проще и сильно циничнее. В основе событий лежит сочетание денег с господствующим мироощущением. Под деньгами подразумеваются не конкретные бумажки, а отношение к собственности вообще. Смысл мироощущения сводится к взаимоотношению человека и таблицы умножения, к подходу к решению конфликтной ситуации: человек должен под таблицу умножения подстраиваться, или таблица умножения обязана двигаться, когда человеку «нельзя, но очень надо».

На этот счет можно рассуждать бесконечно долго. Потому, чтобы сэкономить место и время приведу один простой пример.

2012 год. Суммарной потребление Украиной газа составило 55 — 60 млрд м3. Из них 33 млрд. м3 получено из России по цене около 416 долл. США за тыс. м3. (цифра усредненная, см. источники). 20 млрд. м3 Украина добыла у себя сама. Себестоимость — 500-600 гривен за 1000 м3 (или 75 долл. США за тыс. м3, но цифра эта скорее всего неправильная, так как не учитывает капзатраты на организацию скважин по 400 млн. долл. США каждая, так как украинский газ — сланцевый, т.е. доступный объем добычи на одну скважину мал и быстро исчерпывается). По оценкам специалистов, EXXON и BP ушли из украинских газовых проектов как раз потому, что, с учетом всех расходов, реальная себестоимость добычи газа превышает 580 долл. США за тыс. м3, делая проект по его добыче прямо убыточным. Даже считая по схеме «пробного бурения, себестоимость «собственного» газа на Украине составляла никак не меньше 230 — 280 долл. США за тыс. м3. 2 — 4 млрд. м3 было получено за счет реверсных поставок из Европы по цене, в среднем, 425 долл. США за тыс. м3. Т.е. всего Украина «заплатила за газ»: 13,728 млрд. долл. США — России; 5,6 млрд. долл. США — собственным добытчикам; 1,7 млрд. долл. США — за реверсные поставки из ЕС. Всего выходит 21,028 млрд. долл. США. Отмечу сразу — цифра не отличается точностью. Она не учитывает расходов на работу собственной газотранспортной инфраструктуры, содержание которой должно закладываться в себестоимость, и целый ряд других параметров. В том числе — разнообразные отсрочки платежей и прочие финансовые ухищрения, влияющие на статистику. Однако для данного примера точность является достаточной и дальше вы поймете — почему.

По структуре потребления в 2012 году картина расходования газа на Украине выглядела следующим образом: население и коммуналка «съели» 49,6% газа, промышленность — 50,4%. Средняя цена продажи газа промышленности — 448 долл. США за тыс. м3 (выручка — 13,789 млрд. долл. США). Население израсходовало 23% газа по цене от 91 до 336 долл. США за тыс. м3 (в зависимости от наличия/отсутствия счетчиков и общих объемов потребления). Будем считать «в среднем» по 215 долл. США за тыс. м3. Выручка составляет 2,819 млрд. долл. США. Коммуналка — оставшиеся 26,6% по 336 долл. США за тыс. м3. Выручка — 5,094 млрд. долл. США. Итого доходов (тоже весьма грубо) — 21,7 млрд. долл. США.

То есть, даже не считая расходы на внутреннюю транспортировку, всякие там НДС, налоги с продаж и прочие издержки, Украина на закупку газа тратила 21,028 млрд. долл. США, а выручала с его продажи 21,7 млрд. долл. США. Говоря по-русски, вся газовая отрасль страны работала в прямой убыток, если вспомнить все «поправки, усреднения и неточности» сделанных расчетов. Дефицит покрывался бюджетом из других доходов. В том числе — из платежей за транзит российского газа в Европу. Но даже не это самое главное. Важнейшим является то, что главным источником убытков оказалось вовсе не воровство олигархов или взяточничество коррупционеров. Главным производителем убытков являлось все украинское население! Те самые «простые люди», которые получали газ по цене 416 долл. (если российский), а платили за него всего 215 долл. Чистый убыток — 201 долл. США за тыс. м3 или 2,635 млрд. долл. США. Сюда следует прибавить убытки, формировавшиеся «коммуналкой», где газ получался по 416, а оплачивался по 336, т.е. 80 долл. США ниже себестоимости. Это еще 0,994 млрд. долл. США.

Всего население Украины получало халявы на 3,5 млрд. долл. США в год и что? Оно по этому поводу считало себя благодарным государству? Да ничего подобного! Все плохо. Жизнь бедная. Государство бездушное. Во всем виноваты олигархи и воры! Которые кто угодно, кроме «я». «Я» — всегда честный, всегда хороший, всегда страдающий и потому всегда правый. Местечковость, как базовая особенность мышления подавляющей части населения Украины, вела к формированию крайне упрощенного и примитивного мироощущения, не способного к восприятию сложны причинно-следственных связей.

От того, к примеру, возникло убеждение, что есть «хороший народ» и «плохие все остальные». Олигархи. Казнокрады. Нарушители законов. Коррупционеры. Оставляя за гранью восприятия тот факт, что все перечисленные — это тоже народ. В конце концов, хамящий работник собеса или вымогающий взятки милиционер, врач, полагающий, что лечить он должен только за деньги, и все прочие «нехорошие редиски» появлялись на свет в одних и тех же роддомах, сидели на горшках в одних и тех же детских садах, учились в одних и тех же школах, смотрели одни и те же телевизоры и лопали одну и ту же картошку, что тот самый «хороший народ». Все они в абсолютно равной степени оказались перед широкомасштабным системным кризисом в стране и обществе, в конечном счете вылившимся в общий кризис государственности на Украине. Кризис, в целом описываемый простой максимой: больше ТАК мы жить не хотим!

Проблема началась с того, что, не желая дальше жить «так», Украина не смогла сформулировать, как же тогда жить иначе. Как обустроить жизнь, социальную структуру и государственный механизм таким образом, чтобы жизнь стала другой, хорошей. Понимание, — как не надо, — еще не дает ответа на вопрос — а надо тогда как? Его не было ни во время «оранжевого» майдана 2004 года, его нет и сейчас, вовремя «коричневого» майдана 2014-го. Не стоит на сей счет обвинять злокозненных олигархов. Если на то пошло, олигархи тоже ведь не пришлые. Они являются носителями тех же самых культурных понятий, что и «все простые люди». В конце концов, Джордж Вашингтон, по современным понятиям, тоже являлся олигархом. Что не мешает считать его одним из основоположников американской демократии и государственности. Разница в том, что отцы-основатели США у себя в тогда еще британской колонии, устроили революцию ради построения другой, конкретной, модели общества и государства, а борцы за Украину «восстали» исключительно против той жизни, которая им надоела. Не особо задумавшись — что и как они будут стоить «потом, когда ненавистного Януковича скинут». Что характерно, «все», это включая самих олигархов и всяких прочих украинских политиков. Именно по этой причине, сунув лом в, пусть плохо, но все же в целом работающий механизм государства, революционеры этот механизм естественно сломали и внезапно осознали, что находятся посреди бурного океана на ветхом тонущем судне.

Образовался естественный управленческий вакуум. Местечковость по определению не совместима со сложными системными понятиями. От того она всегда тяготеет к упрощению картины мира и замене реальности на ярлыки. Как известно, природа не терпит пустоты. Если как-то процессом управлять надо, а готового капитана, способного взять задачу управления на себя нет, то штурвал вскоре оказывается в руках тех, кто просто больше всего уверен в собственной правоте и организован чуть больше, чем все остальные. Так получилось, что кроме националистов других лидеров на Украине не нашлось. Это вовсе не означает большей правоты бандеровцев или наличия у них лучшего плана, чем все прочие. Просто «за неимением гербовой пишем на обычной». Даже влияние на этот процесс со стороны США и ЕС не является критично важным. Янки только воспользовались подходящей тенденцией. Это как хождение под парусом. Капитан ведь не управляет ветром. Однако понимая, куда, когда и как тот дует, он успешно приводит свое судно туда, куда требуется капитану. Ветер украинцы у себя создали сами. С точно таким же успехом протестное движение могли оседлать коммунисты. Да кто угодно. Хоть сторонники вхождения Украины целиком в состав РФ. Но, перефразируя рекламу «Билайн», — а сбылось это.

Пустоту заполнили бандеровцы и общий накопившийся в стране протест канализировался в их цели, лозунги и мироощущение. Потому главной целью Украины стало «вхождение в Европу». Как это обычно бывает в примитивной системе местечкового мышления — не взирая ни на какие обстоятельства, последствия или методы. Не интересуясь — а хочет ли сама Европа, чтобы в ее состав вошла еще одна нищая Греция, только уже размером с Германию? Наплевав на законы физики и экономики. Даже на законы совести наплевал. Если нам мешает таблица умножения, то пусть она подвинется, ибо «нам очень надо, потому плевать, что нельзя».

Проблем это породило ровно две. Первая — местечковость революционеров. Вторая — Новороссию.

Местечковость мышления, это как инфантильность ребенка. Когда, между вожделенным куском торта и ребенком стоит школьное домашнее задание, совершенно не играет роли, действительно ли оно выполнено и как скоро мама его проверит. Главное, что здесь и сейчас надо просто убедительно сказать — да, уроки я сделал. Проверять все равно пойдут потом. Если вообще пойдут. Двойка за несделанную домашку так и вовсе появится лишь завтра. А торт — вот он, перед глазами. И будет он сейчас. Потому, — да, мама, сделал я домашку, сделал, чесслово сделал, дай торт! Даже если почти сразу обман вскроется, во-первых, торт уже получен и благополучно съеден, во-вторых, потом оно и будет потом. В смысле — это будет уже новая отдельная задача, требующая другого отдельного решения. Можно будет придумать новое оправдание — почему домашка все же не выполнена. Потерялась ручка. В школе забыл учебник. Не знаю, где тетрадка.

Эта самая местечковость не позволяет украинцам увидеть прямую связь между конкретными их действиями и общим результатом под названием «жизнь». Они будут сидеть в холодных домах без электричества, но при этом продолжат считать виноватыми за это Россию, Путина, и даже Европу с Америкой, которые их в борьбе против России коварно предали. Они с легкостью примут в качестве оправдания версию, что страна сидит в глубокой заднице исключительно из-за войны на юго-востоке, которую развязала тоже Россия. Потому что ничего другого в узкие рамки местечкового мышления не укладывается. У России газ есть, Украина без газа страдает. Стало быть Россия обязана Украине газ дать! Деньги? Какие деньги? О каких таких деньгах может идти речь, если у нас тут народ страдает! Нету денег. Дайте даром!

Проблема местечковости заключается в том, что она сама собой не излечивается. Смена формата мышления возможна лишь двумя путями. Под угрозой тотального вымирания в прямом смысле слова. Или в следствии жесткой оккупации какой-либо внешней силой, которая, в общем, поставит народ перед той же самой угрозой тотального вымирания: или переформатируйся или умри. Мнение самих носителей местечковости сколько-нибудь значащим фактором не является. Но главный затык, что никто, ни ЕС, ни США, ни РФ, каждые по своим собственным причинам, так переформатировать украинскую местечковость не собираются.

Для США Украина вообще является разменной монетой в глобальной игре с ТАФТА в качестве главного приза. Принимать Украину в состав США в качестве пятьдесят первого штата, Вашингтон явно не намерен.

Для ЕС Украина также малоинтересна в экономическом смысле. Наивно думать, что «европейцы» спят и видят сладкие мечты о территориальной экспансии. Желания, скажем, Польши, «слегка восстановить историческую справедливость» не в счет. Слишком мал тот кусок украинской территории, на которую претендуют западные и юго-западные соседи Нэзалэжной. Максимум, для чего Украина полезна — на роль пугала для собственного европейского рабочего движения.

А у России просто нет сейчас столько свободных ресурсов, чтобы произвести переформатирование Украины чисто собственными силами. Потребность это сделать конечно есть, но кроме Украины, у РФ сейчас много других серьезных и куда как более важных задач. Самая первая из них — сформировать и укрепить собственное Единое Экономическое Пространство. Степень свободы любого государства есть прямая функция от масштаба его экономической мощи. Вторая задача заключается в сокращении размеров мировой долларовой экономики и кардинального уменьшения ее влияния на экономику России. Причем, обе задачи необходимо решить без обострения внутренних социальных проблем. На все требуется время. От пяти лет, минимум. Скорее всего — больше. Вероятно лет семь — десять.

Это значит, что на протяжении ближайших пяти — десяти лет ни о каком большом переформатировании всей Украины силами России и речи не пойдет. Своя рубашка ближе к телу. Только, не стоит начинать возмущаться по поводу якобы предательства Русского мира. Если перестанет существовать Россия, то и Русский мир закончится вместе с ней. Наивно думать, что без России, Новороссия или Беларусь сумеют водиночку выстоять против Западного мира или хотя бы против одних США.

Кстати, тут уместно отметить вторую проблему — Новороссию. Не смотря на то, что она находится безусловно «на нашей стороне» и ее борьба против украинского фашизма в значительном смысле является войной по защите самой России, в существующем раскладе судьба Новороссии остается крайне неопределенной и неоднозначной. К сожалению, кроме абстрактного Русского мира и противостояния фашизму, никакой позитивной объединяющей идеи там не сформировалось.

В результате получается следующий расклад. Украина, как государство, в конечном счете свое существование безусловно прекратит. Наиболее вероятный сценарий — совместный ее раздел между Россией и восточно-европейскими государствами. Главное тут не где конкретно пролягут новые границы, а прежде всего совместность процесса с ЕС. Важно отметить, что начнется он только тогда, когда к нему станет готова Россия. Без нее ничего не будет. Не исключено, что какая-то часть страны, даже сохранит самоназвание — Украина — и продолжит существовать, как независимое государство. Причем, скорее всего действительно независимое, так как лишившись 3/4 промышленной мощи и 4/5 территории, включая выход к морю, она превратится в никому не интересный бедный и глухой задворок, предоставленный самому себе. Очень даже может оказаться, что в нем сохранится «жевто-блакитный» флаг и соответствующие идеи. Но никого это уже не будет волновать и ни на что не будет влиять.

Только случится это не ранее, чем Россия закончит с решением двух вышеперечисленных своих собственных глобальных задач. А значит в ближайшие пять лет минимум кризис на Украине продолжит свое существование.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.