Статьи

Третья мировая в годовщину Первой

Ситуация на планете напоминает события столетней давности

Первая мировая война, начавшаяся ровно век назад, стала для Европы невиданным дотоле в истории кровопролитным конфликтом. После окончания боевых действий народам воевавших стран, потерявшим более 10 миллионов человек и переживших гибель империй, казалось, что подобное не может больше повториться. Но при жизни свидетелей массовой бойни на континенте разгорелась Вторая мировая война, еще более жестокая и кровавая. Получается, что люди не сделали соответствующих уроков из истории. Сейчас, видя войны на Украине, в Сирии и других частях мира, некоторые наблюдатели отмечают поразительную схожесть между предвоенными годами начала XX века и нынешним временем.



В первой мировой столкнулись интересы ведущих мировых держав. Противоречия накапливались годами, но практически мгновенно они перешли в «горячую» фазу после не особо значимого в масштабах истории случая с убийством сербом Гаврилой Принципом наследника австрийского престола. Получается, что для тотального столкновения армий нужен был лишь повод. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а 6 августа в войну вступили все европейские державы.

Все правительства вступивших в войну государств надеялись закончить ее за несколько месяцев и не рассчитывали на ее затяжной характер. Во всех странах на первых порах наблюдался патриотический подъем, везде говорили о необходимости защитить свое отечество. Итог же оказался более чем удручающим.

Некоторые наши современники отмечают, что сейчас человечество вновь стоит на пороге мировой войны. Слишком много аналогий приходит на ум. Во-первых, рост могущества России явно не нравится Западу. Понятно, что постоянное усиление давления на нашу страну с помощью санкций не может продолжаться вечно – должна быть «кульминация». Как понятно и то, что США и их союзников в Европе ни в коей мере не волнует судьба Украины, а ситуация там используется лишь как повод начать активные действия против России. Во-вторых, в Донбассе уже льется кровь и характер конфликта перестает быть локальным.

Об аналогиях между 1914-м и 2014-м уже говорят историки на научных конференциях и даже открыто заявляют об этом российские и европейские политики.

Итальянский публицист Джульетто Кьеза говорит и о том, что, как и сто лет назад, между ведущими государствами мира начинается острое соревнование за ресурсы, которых на всех уже не хватает. Как Германия в начале XX века нуждалась в колониях, так сегодня Китай, Индия, Бразилия не могут достичь европейского уровня потребления без перераспределения природных богатств. Поэтому, по мнению Кьеза, высока вероятность, что начнется глобальная схватка за ресурсы России. Новым «выстрелом в Сараево» украинский депутат Рады Сергей Каплин видит крушение малайзийского «Боинга». Похожего мнения придерживается и американский журналист Саймон Островский. Но тогда до новой глобальной катастрофы осталось совсем немного времени. А то, что это будет именно катастрофа, вряд ли кто сомневается из здравомыслящих людей.

Как говорит кандидат исторических наук известный публицист Андрей Фурсов, сохранение мира на планете зависит прежде всего не от политиков, а от простых жителей Земли:

– Сложно вообще говорить об уроках, которые извлекает человечество из войн. Сама по себе такая постановка вопроса наивна. Ведь войны устраивает не человечество, а заинтересованные в ней группы. Единственный урок, который могут вынести для себя эти группы, это как в следующий раз организовать войны более тщательно и извлечь большую прибыль.

Те же самые силы, которые развязали Первую мировую войну, развязали Вторую мировую и «Холодную войну». Когда мы говорим о Первой мировой, то должны помнить о задачах, которые ставила перед собой мировая империалистическая верхушка. И своих целей она смогла достичь только в 1991 году, когда был разрушен Советский Союз. И то окончательно задачи решены не были. Таким образом, мы имеем большую войну на протяжении всего XX века. Тридцать лет, с 1914 по 1945 годы, она проходила в «горячей» фазе, а потом была глобальная «холодная» война.

Кстати, в 1914 году началась не первая война в мировом масштабе. По сути, мировыми столкновениями были Наполеоновские войны, Семилетняя война. Первой мировой войной можно считать Тридцатилетнюю войну, которая очень существенно отличалась от предыдущих войн.

То, что мы сейчас видим в мире, очень похоже как раз на Тридцатилетнюю войну. Мы имеем серию локальных конфликтов, которые создаются умышленно. Это Ливия, Сирия, Украина. Думаю, что не за горами Кавказ и Центральная Азия. Идет обкладывание России очагами напряженности со стороны некоторой части мирового правящего класса.

Если говорить о главном уроке войн XX века для России, то главный урок заключается в том, что нас не оставят в покое до тех пор, пока мы контролируем свою территорию с ее ресурсами и остаемся сами собой. Вот такой урок мы должны для себя вынести.

– Некоторые говорят об аналогиях между временем перед 1914 годом и нынешним.

– В истории аналогии всегда поверхностны. Мир начала XX века и сегодняшний отличаются кардинальным образом. Сто лет назад было несколько империй, хотя уже тогда образовался наднациональный англосаксонский субъект политики. Но сейчас мы имеем объединенный Запад. И какие бы противоречия не были между Евросоюзом и Соединенными Штатами, ЕС представляет из себя политического карлика, да и экономически он полностью не самостоятелен. В начале XX века не было китайского фактора. Так что мировая мозаика совсем другая.

А вот что касается России, то параллели можно провести. Как и столетие назад, у нас большой разрыв между богатыми и бедными, мы видим социокультурный кризис. Опять мы видим неадекватность большей части правящего слоя. Здесь, правда, есть слабое утешение: большая часть мировой элиты тоже неадекватна. С одной стороны, появляется возможность для игры, но с другой, – неадекватные политики могут сделать любую глупость. Собственно, это и произошло сто лет назад. Ведь неадекватность Вильгельма и Николая Второго очень помогла британцам развязать Первую мировую войну.

Иными словами, ситуация в чем-то похожа, а в чем-то различается. Но так всегда бывает в истории. Прямых аналогий никогда не бывает.

 – Многие отмечают, что в войну тогда Россия вступила не понятно ради чего, в отличие от Германии, которой нужны были колонии.

– Тут не всё так просто. Скажем, если бы Вильгельм знал, что Великобритания будет на стороне России и Франции, то он бы не стал воевать. И британцы многое сделали, чтобы убедить Вильгельма в том, что будут сохранять нейтралитет. Но в итоге они обманули.

Россия участвовала в войне потому, что наша страна задолжала много денег Франции и Англии. По сути, наш мужик воевал не за свои интересы. И когда эту войну называют отечественной, то это не соответствует действительности.

Вообще, комбинация накануне войны была очень интересной. Германии не нравилась растущая мощь России, а Великобритании не нравилось усиление Германии. Но помимо экономических показателей были и социальные: аграрное общество нашей страны не могло выдержать экономического роста. Кстати, рост этот был связан по большей части с иностранным капиталом. А что касается Германии, то противостояние Англии с ней началось еще в 1880-е годы. Замечательный русский геополитик Алексей Едрихин-Вандам еще на рубеже XIX и XX веков сказал, что Великобритания может решить немецкую проблему только через сухопутную войну, при условии, если Россия возьмет на себя три четверти военного бремени. Так оно и вышло.

– Как обычные люди, которые в большинстве своем никаких войн не хотят, могут помешать планам заинтересованных в войне групп?

– Неорганизованные люди не могут ничего. Поэтому люди должны организовываться, и стихийный протест может сыграть свою роль. Сейчас мы видим акции женщин западной Украины, которые перегораживают дороги.

Но большая часть людей на планете живут в реальности, созданной средствами массовой информации. А СМИ, наоборот, подогревают напряженность. Сейчас газеты и журналы в Великобритании выходят с антироссийской риторикой. Я на одной из обложек видел фотографию матери погибшего при крушении «Боинга» маленького ребенка с подписью «Путин убил моего сына». И такая пропаганда работает. Обратите внимание: через две недели после начала боевых действий в Секторе Газа в Европе проходят митинги в защиту палестинцев, а города Донбасса обстреливают уже три месяца, но против войны массовый митинг был только в Сербии. Так что очень трудно пробиться через поток пропаганды, распространяемой правящими кругами. Кстати, это еще один урок для нас: для недопущения войны нужна своя глобальная информационная сеть. Но мы допускаем существование газет и радиостанций «пятой колонны» на своей территории.

– Начало Первой мировой войны в России и Германии многие восприняли с энтузиазмом. Сейчас и наши сограждане и европейцы больше думают о личном благополучии и удовольствиях.

– Это может сыграть позитивную и негативную роль. С одной стороны, сытый человек не будет воевать. С другой, – сытый человек закроет глаза на несправедливость со стороны собственной власти, которая будет кого-то бомбить. Он будет спокойно дожевывать свой бутерброд и продолжать жить жизнью «ходячего желудка».

Доктор исторических наук профессор Юозас Ермалавичюс согласен с тем, что мировое противостояние идет уже давно. Но, по его мнению, оно близко к мирному разрешению:

– Первая мировая война была империалистической войной. Сейчас мы опять видим столкновение между силами прогресса и империалистической реакцией, которая замахнулась отбросить человечество назад. Все войны XX века вписываются в общий кризис капитализма. Первый экономический кризис возник в самом начале 1900-х годов, и человечество оказалось под его влиянием.

Но кризисным был весь XX век. Сейчас мы опять видим обострение противоречий.

 – Есть мнение, что мы на пороге новой «горячей» войны.

– Полномасштабных войн, какими были Первая и Вторая мировые войны, не будет. Ведь они чреваты ядерной войной и полным уничтожением человечества в этой глобальной катастрофе. А этого все боятся.

Но после Второй мировой войны мира на планете не было. После 1945 года последовала «Холодная война», которая шла десятилетиями. Она продолжается и сегодня. Мы опять видим глобальную агрессию империализма против народов. Вошло в норму вмешательство США в дела стран, где есть какие-то значимые для них ресурсы. Война на Украине – это провокация против России, нацеленная на разграбление наших богатств и уничтожение нашей государственности.

 – В какой форме можно ждать противостояния в ближайшее время?

– Противостояние идет на глобальном уровне. Раньше такого масштаба конфликта не могло быть, как и глобального масштаба современного кризиса. Он охватил все сферы жизни общества, вплоть до личности. Какими были мировые войны, сейчас такой войны не будет. Но человечество балансирует на грани гибели.

 – То есть, нам можно ждать ухудшения мировой обстановки.

– На мой взгляд, в течение этого или следующего года мы всё-таки увидим поворот к тому, чтобы постепенно закончить мировое противостояние. Ведь империалистические война и грабеж ничего созидательного в себе не содержат. Острая фаза конфликта началась в 1980 году с событий в Польше. Тогда стало понятно, что мировая реакция начала наступление. Но человечество за три с лишним десятилетия устало от этого постоянного конфликта.

Положение вещей, в котором гибли миллионы людей, оканчивает свой исторический путь. Ситуация заставляет народы позаботиться о своей судьбе. И никто больше, как это было до сих пор, не будет молиться на тупую и наглую финансовую олигархию.

– Некоторые говорят, что мы сейчас будто накануне 1914 года.

– Это не так. Мы живем в других условиях. Нынешние военные конфликты на планете похожи на мировую войну. И нас еще ждут различные схватки России с американским империализмом. Мы прекрасно видим приготовления к ним. Но всё равно, империалистическая политика с позиции силы обречена. Ведь люди на планете хотят жить, а война ничего хорошего им не обещает. И это понимает всё большее число людей.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.