Разное интересное

Трамваи ЛТЗ

1

Вышел я из больницы и понял, что давненько не радовал ЯПовцев своими транспортными рассказами. Пора исправляться!

Сегодня я расскажу Вам о самых необычных на мой взгляд трамваях бывшего СССР, о применении железнодорожных технологий в трамваестроении и о вагоне, опередившем своё время почти на пятнадцать лет.

Трамваи производства Лугансктепловоз. ЛТ-10, ЛТ-5, ЛТ-10А.

Проект первого вагона типа ЛТ10 был разработан в 1991-1992 гг. Строительство вагонов было поручено луганскому ПО «Тепловоз», от чего и произошло название нового вагона. Вагон был построен с применением железнодорожных технологий, и получил весьма неоднозначные оценки. Первый опытный ЛТ10 отправился в путь в 1993 г.

Пройдя почти всю испытательную программу и не добегав сотню километров до назначенных 5000 км, вагон попал в аварию. В тот день на уклоне трамвай вышел из-под контроля, развил большую скорость, сошел с рельсов в кривой и, перевернувшись на бок, проехал по земле десятки метров, едва не упав в близлежащую реку. Как позже выяснилось, эта авария была вызвана халатностью испытателей, отключивших на вагоне три рельсовых тормоза из четырех. Репутация луганских трамваев была заметно подпорчена..

2

Следующий вагон, 002, был выпущен также в 1993 году. Дата его списания неизвестна. Вагон не имел пассажирского салона, вместо этого был оснащен всевозможными приборами и датчиками. Точно так же никогда не работал на маршрутах и вагон 003.
На этих вагонах испытывалась и настраивалась система управления и проводились всевозможные испытания.

Корпус вагона имел пять дверей: две двухстворчатых в центре корпуса, две одностворчатых – спереди и сзади, одну одностворчатую спереди для водителя. Ходовая часть была создана с учётом многолетнего опыта по созданию тепловозов – тележки вагона имели внешние буксы, редукторы, тормоза, аналогичные применяемым на тепловозе 2ТЭ116. Вагон был оснащен тиристорно-импульсной системой управления, с рекуперативно-реостатным торможением. Всё электрооборудование для облегчения доступа при ремонте было вынесено на крышу вагона. Кроме того, вагон был на полтора метра длиннее других трамваев своего класса – его длина составляла 16.5 метров.

3

Всего было выпущено более 20 вагонов. Часть из них (заводские номера 1, 2, 3) на маршрутах никогда не работали, т.к. создавались для проведения испытаний. Часть (заводские номера 16, 17, 18 и 20+) были заброшены на заводе и так никогда и не поехали.

(На фото: заброшенные кузова для вагонов ЛТ-10 на территории завода)

4

Внешность трамвая, мягко скажем, неклассическая. Однако всему есть своё объяснение — например, форма лобового призвана улучшить обзор водителя на посадочную площадку, дабы лучше контролировать подходящих к вагону людей. Таким образом, слепая зона в районе правого переднего угла, характерная для абсолютно всех даже современных трамваев, на этом вагоне просто отсутствовала.

Фото: обкатка нового вагона в Москве, 1999 год

5

Московский ЛТ-10 стал последним выпущенным вагоном этой модели (конец 1998г.в.). С 1999 по 2002 год вагон работал на 17 маршруте, с 2002 по 2003 — на 14

6

Внешность у вагона действительно ну очень неклассическая, согласитесь

7

К сожалению, летом 2003 года вагон был отставлен от эксплуатации и по сей день ждёт передачи в музей Мосгортранса

8

Прогрессивная, но ненадёжная система управления (тиристорно-импульсная, производства г.Запорожье) часто выходила из строя. В сочетании с отсутствием какой-либо поддержки со стороны производителя и постоянными проблемами с запчастями это стало решающим фактором. Подавляющее большинство вагонов проработало всего несколько лет и стало «на прикол»

9

Ах да, совсем забыл показать вам внутренности вагонов:

10

Тележка больше похожа на тепловозную, чем на трамвайную, согласитесь. По словам очевидцев, мягкость хода у вагона была просто невероятной

11

Енакиевские вагоны были отставлены от эксплуатации в 1997 году, проработав всего три года. На два года дольше проработал московский вагон – с 1998 по 2003 год. В Луганске вагоны отходили в среднем около пяти лет. Дольше всех в пассажирской эксплуатации продержался вагон с заводским номером 8 – в Луганске он работал под бортовым номером 203. Этот вагон проработал на линии почти 11 лет, с 1995 до 2006 года.

12

Распространению вагона мешала и высокая цена. В 1995 году вагон стоил около 180 тыс. долл. США, в то же время Усть-Катавские 71-608, даже несмотря на необходимость доставки и значительную техническую отсталость, были гораздо выгоднее. Хозяйства Украины не обладали значительными финансами и не могли позволить себе покупать вагон, который хоть был и лучше аналогов, но дороже и ненадежней. До наших дней дожило всего лишь два таких вагона: московский и один из луганских (207, зав.#14); оба в неходовом состоянии и вероятнее всего они больше никогда не примут на борт пассажиров.

13

Стоит отметить, что в 1995 году предприятием был разработан также полунизкопольный вагон ЛТ-10А. Трамвай был оснащён современным оборудованием, имел вклеенное остекление салона, что позволило ему стать самым современным на тот момент, и первым отечественным полунизкопольным вагоном, почти на 15 лет опередив Усть-Катавский 71-623 (первые образцы которого вышли в 2009 году, а массовое производство было начато лишь в 2011). К сожалению, покупателя не нашлось до сих пор, и вот уже почти 20 лет вагон стоит на территории завода

14

Салон ЛТ10А — первого в СНГ полунизкопольного вагона

10

Тем не менее, в 2003 году Москва обратилась на Лугансктепловоз за помощью. Большинство выпускавшихся в то время вагонов не проходило по габаритам в часть цехов старого трамвайного депо имени Апакова. Тогда специально для Москвы было разработано четыре вагона ЛТ-5. Московская сторона поставила условие: всё электрооборудование вагона должно быть произведено в России, на московском заводе «Динамо». Луганские машиностроители не теряли времени даром и разработали с нуля довольно интересный вагон. Торцы и кабина водителя были заказаны в Польше, на заводе Alstom – одном из мировых лидеров трамваестроения. Интерьер салона разрабатывался днепропетровской компанией MDC Design, которая ранее уже сотрудничала с Лугансктепловозом при создании электропоездов семейства ЭПЛ. Громадный опыт изготовления магистральных локомотивов также нашёл применение в ЛТ-5. После жёстких и грубых тележек КТМов луганский вагон, благодаря буксовому подвешиванию, поражает мягкостью хода – в нём запросто можно не заметить проезд стрелки!

16

28 декабря 2002 года первый ЛТ-5 был представлен журналистам и луганским чиновникам. В течение января были изготовлены и остальные три вагона. Все они прошли положенную обкатку ещё в Луганске. 19 февраля на вагоне прокатился президент Украины Леонид Кучма. В марте заводские испытания вагонов завершились. Окончательная цена вагона была определена в 795000 гривен (4475850 российских рублей или около 135 тысяч Евро).

17

9 апреля 2003 года они прибыли в Москву на станцию Угрешская, 10 и 11 числа их отвезли в депо им. Апакова. К 16 апреля был расконсервирован первый вагон, и во время процедуры приёмки он совершил поездку по территории депо перед начальством. 19 апреля в 15:40 он же совершил, вероятно, первый самостоятельный выезд на обкатку за территорию депо – в тот день он доехал до Даниловской мануфактуры. После этого вагоны почти каждый день стали ездить на испытания по сети Апаковского депо. Ездили в основном по трассам 1, 14 и 26 маршрутов. К 15 мая вагонам присвоили парковые номера 1001-1004.

18

Пассажирская эксплуатация вагонов началась 1 июня 2003 года. Вагоны показали себя с хорошей стороны, но по ряду причин были выведены из пассажирской эксплуатации к началу 2006 года. Тем не менее, два вагона ЛТ-5 стали буксирами, один передан в музей городского транспорта. Ещё один простаивает в ожидании своей участи. К сожалению, переговоры о поставке ещё 20 вагонов были сорваны, при чём в основном из-за политических причин.

19

Салон ЛТ-5

20

Ещё

21

Пульт управления

22

Один из вагонов за своей новой работой — таскать неисправные вагоны по территории ремонтного завода

23

Ещё один буксир, на сей раз из депо имени Баумана

24

А этот вагончик ждёт передачи в музей

25

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.