shadow

Украденные традиции: купание в проруби


shadow

d_zO2qorTww

РПЦ активно пропагандирует миф о том, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби: якобы вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную воду, не заболеет. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Любопытно, что свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна и Шмелёва). Это позволяет говорить о том, что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

У Даля мы находим:  В иордани купаются, кто о святках рядился. «Кто о святках рядился» — то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой – это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.

Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло.

Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.

Вообще, купание в проруби — это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Вековые, а то и тысячелетние народные обычаи и традиции истребить церкви никогда не удавалось. В качестве примера можно привести языческий праздник Масленицу, которую пришлось привязать к началу великого поста.

Церковь, будучи не в силах побороть языческие обряды, вынуждена была дать им свое каноническое объяснение — дескать, следуя евангельским мифам, православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». Поэтому купание в проруби  в любые другие дни, кроме Крещения,  жестоко преследовалось церковью — как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь, делая вид, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет.

Согласно библейскому мифу, Иоанн Креститель при помощи обряда окунания в Иордан «сосватал» Христу Святого Духа, как до этого сватал его раньше другим своим последователям. На греческом этот обряд называется Βάπτισμα (буквально: «погружение»), от этого слова происходит современные слова «баптисты» и «баптистерий» (место, где крестят).

Русское слово «крещение» восходит к древнерусскому слову «крес», означающему«огонь» (корень как в слове «кресало» – огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определенном возрасте «возжечь» в человеке«искру божию», которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком».
Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляли слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение – крещение водой – такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения – «крещение (возжигание) водой, но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.

Сакральный смысл «крещения» водой как магического обряда заключается в заливании водой той самой родовой искры (т.е. в христианской трактовке — от ветхого Адама, а по сути — от Диавола, от Природы) и замена ее Святым Духом, который спускается на него непосредственно сверху. Т.е. «крещаемый водой» этим обрядом как бы отрекается от своих корней, от своей земной природы — отрекается от Рода.

Слово «крест» в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин — происходит от слова «крест», означавшего тип кострища (полений, сложенных  определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову «крыж» (корень, как в слове«кряж» — вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке осталось название города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах «крыжик» — крестик (галочка) в ведомости, глагол «крыжить» — проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, «крестоносец» — это «крыжаносец, крыжак»).

Христиане, слили эти два разнородных, хотя и однокоренных, понятия — крест (на котором распяли) и крещение (обряд христианской баптизмы), сведя их к слову «крест» как пересечение линий.

Таким образом, христиане не только позаимствовали слово для обозначения обряда, но еще и приплели к этому обряду традицию купания в проруби.

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Комментарии

  1. Леся    

    Похоже, это пример искажения изначально хорошего, доброго смысла старинных обрядов.
    Традиция водосвятия связана с Богиней Вещих Вод – Сарасвати, как ее называют в Индии. У славян ее зовут Мокошь, сестра златокрылого Даждьбога. В древнегреческой мифологии есть лишь отчасти похожий аналог: Артемида – сестра-близнец Аполлона, бога Солнца.
    http://psylib.org.ua/books/bolen01/txt04.htm
    С астрономическим переходом Солнца в знак Водолея (примерно к 20 Января) начинает свой новый отсчет календарь Мокоши, разделяющий весь сельскохозяйственный год на 36 декад или 72 «пяточки»-пятидневки (отсюда почитание в период христианского засилья Параскевы-пятницы). А чтобы успешно начать этот новый год, воду, по обычаю, оживляли. Причем огонь в обряде был обязательно. Слово «вос-кресение» в русской традиции (от др. славянского крещ, кресъ, крес – огонь http://gifakt.ru/archives/index/opisanie-kresa/ ) означает оживание, т.е. буквально «восстановление к жизни». Купание в такой живой воде считалось очистительным благом.

    0
  2. Леся    

    Признаться, я погорячилась, давая в своем предыдущем комментарии ссылку на статью «Описание креса» http://gifakt.ru/archives/index/opisanie-kresa/. Поскольку исправить комментарий нельзя, придется дать некоторые пояснения.
    Автор статьи, конечно, подтверждает, что древнее слово «крес» означает «огонь». Но дальше в статье идут измышления о «чудодейственных» оберегах и спекуляции по поводу мифологии самого слова и его символа. Вот с этими домыслами уже никак нельзя согласиться.
    Почему равносторонний крест (крещ, крес) стал символом огня? Потому, что внешне похож на простейшую укладку двух деревяшек для костра. И огонь здесь есть, но в потенциале. В древности эта простая логическая связь понималась легко, т.к. в сознании сразу отображалась реальная жизненная ситуация: из костра появляется огонь.
    Когда крещ клали в холодную воду, как символ огня, то символически согревали ее, давая тепло и жизнь.
    Смысловая символика креста, которым «освящают» воду христиане, совсем другая. Там крест означает распятие на нем человека, т.е. мучение и казнь.
    Когда церковники «крестят» воду распятием, то какую информацию туда вносят?
    Причем вода, как известно, очень активный носитель информации.
    Кое-что хочу заметить насчет оберегов, рекламируемых, в т.ч. и в упомянутой статье. По-моему, здесь тоже исключительно важен смысл, заложенный в сам образ, символ. А также то внутреннее состояние человека, который делал эту вещь. Поэтому настоящими оберегами чаще бывают те, что сделаны своими руками. Сомнительна также польза от символов, смысл которых Вам не понятен, чуждых Вашей природе, генетике и культуре. Нас оберегает и сохраняет РОДНОЕ!

    0
  3. Добромир    

    Редактировать сообщения можно — надо только зарегистрироваться на сайте.

    0

Добавить комментарий

Войти без регистрации: