Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?
— 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;
— 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
— 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;
— 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а также с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.
Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне, и то не полностью. Каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. Спустя 10 лет в 1715–ом году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. И лишь спустя несколько десятилетий, в 1772–ом, такой вид налогообложения как пошлина за ношение бороды был полностью отменён. И всё же, зачем русским была необходима борода? Есть несколько объяснений этому, каждое из которых актуально для своего времени. Итак …
Борода, как пропуск в Рай.
В последние десятилетия 17 века Патриарх Адриан написал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех, кто «скоблился», отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное.
В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте. Считалось, что чем гуще растительность у мужчины на лице, тем лучше «порода» этого человека и больше его мужская сила. Те, у кого на лице была редкая «растительность», считались вырожденцами. А вовсе безбородые практически всегда были холосты.
Для сохранения своего достоинства. Считалось, что честь русича — это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. Штраф за вырванные из бороды волосы был установлен ещё в период царствования Ярослава Мудрого. Виновник этого за один вырванный клок уплачивал в пользу государственной казны 12 гривен. Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр — ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь.
Борода на Руси приравнивалась к дару Божьему. И в этом смысле русский народ был достаточно одаренным. Другими словами, борода стала национальным богатством, которое оберегалось даже негласным запретом на браки с инородцами. В частности, это касалось тех, кого природа обделила густыми волосами. Очень легко было узнать и тех, кто согрешил с «неверными» — по их потомкам, а точнее – по их редким «козлиным» бородкам. Таких людей прозывали «ублюдками» (производное от «блуд»). А снять этот статус и быть полноценным членом окружающего общества возможности не было.
Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком. К выпавшим волосам или случайно вырванным клокам было весьма серьёзное отношение: «облысевшему» мужу приходилось идти на исповедь и держать пост, причём довольно строгий. Тех же, кто добровольно сбривал бороду, всегда считали одержимыми. Самым, пожалуй, страшным для русского человека всегда было царское «скобление».
Борода — символ независимости.
Но уже с 19 века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники, всё так же не вызывали никаких нареканий. В ранний период Советов борода была отличительным признаком богатого крестьянина, академика или священника, а позже и поклонников неформального Высоцкого или чудака Хемингуэя. Можно сказать, что наличие бороды является свидетельством независимости взглядов и даже революционного человека. Подтверждение тому — бородатые вожди многочисленных мировых революций.
9 комментариев
Кто постит эту @#$@? Теперь давай статью о том, что мыться вредно! Ибо «Смывая грязь — смываешь удачу»….
Статью почитать не пробовали? А ещё лучше, изучить этот вопрос.
Вы написали бессвязный бред: при чём тут «мыться вредно?» Непойми откуда взятая фраза ни как не привязанная к статье.
Когда учился в мореходке был единственным «бородачем». На все требования сбрить бороду, отвечал, что в море выросла (в семимесячном рейсе на практике) , в море и сбрею. :)
До революции многие мужики носили бороды, что не помешало им предать Родину , отдать свою землю, строчить доносы на своих же соседей . Дело в духе, а не в атрибутах.
А если атрибуты духу помогают?
Да может просто у … борода не растет — вот и минусят. :))
хаха, вывел на чистую воду)
Конечно борода не эквивалент всех лучших качеств. Но… )
благие дела и без бороды делать не грех, а бородачей я среди вахобитов вижу,заебали уже поцреоты цловяне
Я за то, чтобы носить бороду только потому, чтобы испохабить глобалистам план по унисекс-форматированию. Забавно будет смотреть, как девки начнут бороды отращивать ))))
Начало Русь великая бородатая закончилось хипстерами.Ну возвеличивайте бомжей они сплош в бороде.И что удивительно наши исконно русичи и процветают уже почти 25 лет.