shadow

Заметки о будущем


shadow

144aba6c568fde2fce1a77afef2ebf5c_XL

Часть первая
Способность к опережающему отражению, то есть способность живых организмов в той или иной мере моделировать будущее на основе экстраполяции опыта, является общей для представителей живой природы (обычно она ограничивается максимум десятью минутами реального будущего). Человек отличается значительно большей заинтересованностью в будущем, создает его проекции и модели.

Можно с большой степенью уверенности говорить, что причины человеческих поступков, постоянные выборы, которые мы совершаем, превращая множественное будущее в единичное прошлое, лежат именно в будущем.

Прошлое в наших выборах не играет никакой роли. Прошлое влияет на навыки, выбор форм, способы осуществления планов и действия. Выбор всегда осуществляется будущим. Отсюда патологическое стремление человека узнать, что будет. В нашем подсознании, или, быть может, в нашем сверхсознании,принципиально защищенном от осознавания, как утверждает П. В. Симонов, существуют различные модели будущего. Как правило, протяженность этих моделей,захват объема по превращению вечности в время, в сцепление событий, на много больше, чем действие опережающего отражения.

Прежде всего, стоит говорить о модели ожидаемого будущего.Почему прежде всего именно о ней? Потому что ожидание корректирует наши притязания.Человек может демонстрировать совершенно необычные притязания, вплоть до желания стать английской королевой или президентом США, но живет реально, совершает выборы и действия на уровне обычного клерка, на уровне обывателя. Почему? Потому что, если бы мы могли вычислить его содержание или каким-то другим образом снять эту информацию, или сам человек мог бы снять для себя эту информацию, он бы обнаружил в модели своего ожидаемого будущего ожидания обывателя. И вне этого объема человек ничего не ждет. «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Прошлого никому не жаль. Бегство впрошлое — это психологическая защита, и только. Внутри у человека все настроенона будущее.

Что человек ждет? Как известно, что ждет, то и получает.

Нельзя помочь человеку, если то, что вы ему предлагаете, не входит в его ожидаемое будущее. Оно ему привычно и изменить ожидания он не может, потому что их не осознает, а притязания, как раз, осознает. Конфликт между уровнем притязания и уровнем ожидания — основной источник заработка для психотерапевтов.

Когда человеку предлагают изменить свою жизнь, он начинает сопротивляться изо всех сил. Почему? Потому, что мало того, что нужно изменить ожидания, то есть начать от себя требовать больше, надо еще получить гарантии.

Потому что рядом с ожидаемым будущим неколебимой стеной стоит модель гарантированного будущего. И в норме эта модель всегда со знаком плюс — все будет хорошо. И действительно, в норме, все знают, что будет хорошо.Гарантированно будет хорошо. Поэтому очень долго людям не страшно, не страшно пока не упрешься в стену. Поэтому человек совершает какие-то движения в жизни,только в случае наличия гарантий, желательно стопроцентных.

Но от кого можно получить такую гарантию? Ответ на этот вопрос человечество придумало — от Господа Бога. И вы хотите соревноваться с Богом, предлагая человеку измениться? Осененный гарантией Всевышнего, человек торгуется по любому поводу. Какие вы мне можете предоставить гарантии? Вотношения, в делах, в любви, в учебе. Во всем. Потому что должен быть плюс.

И даже, если случилась катастрофа, и невозможно построить гарантированное будущее со знаком плюс, то это не значит, что человек отказывается от гарантированного будущего — он строит гарантированное будущее со знаком минус. Это особая категория. Такие люди и группы таких людей обычными способами не управляемы. Из них создаются секты, играя на психологической модели гарантированного — все будет плохо, в конце минус. Это асоциальные группы, по определению.

То есть с плюсом (вариант нормы) или с минусом (вариант отклонений в социальной адаптации) у человека есть то, что мы назвали — синдром гарантированного будущего. Еще раз подчеркиваю, гарантированное будущее неисчезает, когда невозможно поставить в конце плюс, на его месте появляется гарантированное будущее со знаком минус.

Естественно, человек делает выборы и действует в рамках ожиданий и в рамках гарантий, то есть убеждений.

Однако наряду с моделями ожидаемого и гарантированного будущего существует еще одна модель — это модель идеального будущего. Сказка.Внутренний психотерапевт. Сказка есть у всех. У самых прожженных циников, усамых рациональных людей, у всех. Какова функция этого сказочного, идеальногобудущего? Такая же, как функция всякого идеала. Это виртуальность, о которойзаведомо известно, что этого быть не может. Она никогда не обратится вреальность, но она утешает и успокаивает изнутри в отношении в себе самом длясебя. Сколько ни пытайтесь, эту сказку сделать былью — это невозможно. Этотолько для себя.

Человек может ее рассказать, задача слушающего — простовыслушать и сказать: «Супер!». Все. Всякое покушение на сказку — это покушениена самого человека. Эта сказка питает его эмоционально-чувственную сферу.

Именно сказка и есть то, что человек лучше всего осознает из всех моделей своего будущего. Дело в том, что она ни на что не влияет практически. Она влияет нанастроение, на внутреннее ощущение, из нее рождаются мечты, она кормит воображение, такая творческая вещь, но абсолютно бесполезная с точки зрениявнешнего действия. Она не влияет на выборы, а лишь служит буфером между внешними внутренним миром. Удары внешнего мира амортизируются этой внутренней сказкой.

Теперь допустим, что ваша рефлексия достигла небывалыхвысот, и вы в состоянии сами из себя извлечь информацию и об ожидаемом будущеми о гарантированном будущем и об идеальном будущем. С этого момента вам большене на кого и не на что списывать все то, что с вами происходит. Вы родились,как взрослый, абсолютно взрослый человек. Именно из такой ситуации рождаетсяидея изменить свою жизнь.

Самый короткий путь изменить свою жизнь — это изменитьбудущее, потому что оно внутри. Снаружи никакого будущего нет. Снаружи есть многовариантность, множественность. Снаружи нет никакой предначертанности, аесть только соотношение каждого конкретного будущего конкретного человека исуммарного конвенционального или коллективного бессознательного, которое делаетвыборы, и, таким образом, превращает это множественное в единичное, что,собственно говоря, и есть настоящее.

Мы скользим по пространству, по бесконечности, скользим иоставляем эту самую линию под названием прошлое.

И еще один момент. Смыслы порождаются моделями будущего.Все, что не вписывается в модели будущего, для конкретного человека смысла неимеет.

Часть вторая
Благодаря механизму опережающего отражения и модели будущегоу нас всегда есть знак решения. То есть, человек приступая к решению какой-тозадачи, заранее, бессознательно, как правило, знает, что именно будет означатьдля него, что задача решена. Поэтому в человеческом поведении частоскладывается такая ситуация: задачка уже решена, и для внешнего наблюдателя этоабсолютно ясно, а человек все еще продолжает прикладывать усилия в направленииее решения, потому что он не получил тот знак, который бессознательно у негосформировался. Особенно это очень часто случается в препозиционных задачах,задачах, связанных с отношениями.

Есть установка, что решение обязательно обозначитсяконкретным знаком. Отсюда, будущее в психологическом преломлении — оно либожелаемое, либо гарантированное, либо ожидаемое. Поэтому если мы хотим адекватноинтерпретировать поведение конкретного человека, мы, прежде всего, должныознакомиться с его будущим, поскольку оно, по закону максимальнойпредсказуемости, как проекция устройства общей жизни, психологическиприсутствует в настоящем. То есть это, строго говоря, и не будущее вовсе.

Человек старается уничтожить будущее, превратив его:

— в желания: «хочу, чтоб так было»,

— в гарантии: «хочу гарантии, что, если я сделаю то-то ито-то, то я получу то-то и то-то»,

— в ожидания, когда человек говорит одно, но ожидает другое,в чем он может даже себе не признаваться … но опыт (?!) ему подсказывает, «чтовсе будет значительно хуже»…

Оптимист от пессимиста отличается тем, что у оптимистапреобладает желаемое, а у пессимиста — ожидаемое. Но и те и другие хотятгарантий. И даже при патологической адаптации личности, когда невозможно, всилу тех или иных причин, построить модель гарантированного будущего со знакомплюс, а только со знаком минус, все равно, оно должно быть гарантированное, тоесть максимально предсказуемое.

Наше мышление (то, что мы называем «думать») естьбесконечная возня с будущим. И поэтому никто настоящего не воспринимает.Понятно, что я утрирую. Но в принципе, если говорить о каких-товзаимоотношениях с жизнью, то жизнь устроена так, что максимальнаяпредсказуемость, как основной закон общежития, отражается в нашем мышлении.Поскольку НАШЕ мышление — это коллективное мышление. Ничего персонального в немпрактически нет. В том, что обычно люди называют «я думаю». Опять же, утрирую.

И, естественно, события, которые с нами происходят,оцениваются по соответствию или не соответствию имеющейся модели будущего.Поэтому, когда человек задает вопрос, он уже, как правило, знает ответ. Испрашивает не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы получить подтверждение,что его ответ правильный. Но он и будет правильным, потому что гарантированноебудущее в большинстве случаев среднестатистическое.

За счет этого механизма человек вписывается в систему коллективных ожиданий. И, таким образом, ликвидирует будущее как реальность, и,что самое печальное, события оцениваются по модели будущего. Даже если этонеожиданное событие, все равно, человек инстинктивно скажет: «Я так и знал, ятак и чувствовал, так и должно было случиться, потому что если я не знал, нечувствовал и случиться должно было не так, тогда я оказываюсь сам с собой без«Мы». Вот то, что обычно называется думать.

Но поскольку «Я» есть у всех, но у одних оно прикреплено к личности (в основном), у других — к душе, у третьих — к биоприроде, но оноесть, поэтому кроме описанного способа псевдодумания есть еще и работасознания. Сознание — некая загадочная штуковина, в которую входят:сверхсознание, подсознание, бессознательное, память. Память, когда делокасается персонального человека, — это его память. Память выделяют оперативную,долговременную, кратковременную — аналогично подразделения сознания. То есть,когда мы говорим «сознание», то мы имеем нечто, происходящее с памятью, — вотличие от мышления, память представляет для нас прошлое. То, что в быту принято называть «опыт».

Естественно, каждый человек склонен считать, что его опытисчерпывает всеобщий опыт, потому что он все равно есть «Мы», а не «Я». Но вавтобиографиях, некоторых эмоциональных происшествиях и так далее, человекпрошлое приписывает себе, а не коллективу. То есть, психологически прошлоеединично. Таким образом, самоидентификация (ощущение себя собой) вне Мы в нормеполностью зависит от прошлого и ваших отношений с ним.

Когда прошлое в силу каких-то причин расходится с будущим,которое, на самом деле, заменяет нам настоящее, тогда происходит самое удивительное, на что способен человек, — корректировка прошлого. То естьнекоторые факты прошлого вытесняются, на их место ставятся выдуманные,фантастические факты, и человек осваивает эти выдуманные факты как реальные.Спустя некоторое время, он уже говорит об этом как о случившемся, как ореальном своем прошлом. Хотя борьба за прошлое — это самое бесполезное занятиеиз всех бесполезных занятий.

Но это не совсем так, ибо процесс согласования между будущим(как элементом мышления) и прошлым (как элементом памяти) и есть моментосознавания. То есть, будущее желаемое, ожидаемое или гарантированное,соотносится с прошлым. Вот почему наши иллюзии так реальны, и иногда даже болеереальны, чем реальность, потому что они наши. Это согласование дает человекувозможность ощущать себя непрерывно существующим. Мы знаем много художественных произведений, посвященных кратковременной потере памяти: какой-то кусок вытеснился, и сюжет развивается по сценарию: вспомнить все, вспомнить почтивсе, не вспоминать ничего» и т. д.

Итак, то, что люди обычно называют осознаванием, — этосогласование между мышлением, которое напрямую связано с потребностями, исознанием, которое напрямую связано с памятью. Вот такую картинку мы имеем науровне персоны. Как мы видим, у такого человека нет реального настоящего, и нетреального будущего, и очень часто нет реального прошлого, потому что оно,незаметно для него самого, уже перетасовано так, чтобы согласовываться сбудущим.

Но есть еще одна удивительная совершенно вещь, связанная сналичием во внутреннем мире «Я» — это рефлексия, или так называемый (в текстах)«наблюдатель».

Есть два вида рефлексии. Вовлеченная рефлексия — это когдавместе с наблюдением идет процесс оценивания. Человек сам выставляет себеоценки — либо по ходу события, либо (опять же) в прошлом. Оценки всегдапостроены на сравнении, ведь нет сравнения — нет и оценки. Человек сравниваетсебя с другими людьми и на основании этого оценивает, то есть оценки — этовсегда «Мы».

Нулевая рефлексия обеспечивается возможностью сформироватьтакую психологическую метаконструкцию как «невключенный наблюдатель»,безоценочный.

Это то, что может сделать персона по пути к сдаче властисубъекту. Безоценочный наблюдатель просто смотрит и видит, то есть в нем сочетаютсякачества наблюдателя и состояние созерцания, только в данном случае созерцаниенаправлено на себя (так называемого «себя»). И когда оно безоценочно, вы можетесами прийти ко всем тем умозаключениям (в такой формулировке или другой — это не имеет значения), к которым пришел я. Это плоды безоценочного наблюдения.

Собственно говоря, именно безоценочный наблюдатель являетсяидеалом так называемого научного подхода. То есть, вы, никак не оценивая,просто регистрируете события внутренней жизни и внешней жизни. Но прибезоценочном наблюдении манипуляции с прошлым невозможны, а значит, невозникает необходимость манипулировать (чтобы соотнести прошлое с будущим) сосвоими моделями будущего. Так появляется мотивация развития, так появляется самодисциплина, самовоспитание и прочие все «само».

Материал, который мы получаем случайно или преднамеренно от безоценочного наблюдателя, вынуждает нас согласовывать прошлое и будущее всторону изменения модели будущего.

Ибо механизм согласования прошлого и будущего может бытьразным. Он может быть самым простым, когда прошлое подстраивается под будущее.Например, все знаменитые фразы «я заслужил», «мне должны» — это как раз подстраивание прошлого под будущее. То есть, я нахожу в прошлом аргументы,которые подтверждают мое право на такое гарантированное будущее, на такоежелаемое будущее и на такое ожидаемое будущее.

Вариант второй, когда будущее подстраивается под прошлое.Это так называемый реализм. То есть, поскольку в прошлом было то-то и то-то,содержится то-то, то-то, то-то и то-то, то мое будущее будет таким-то,таким-то, таким-то. Реализм является одной из распространенных ценностей: надобыть реалистом, надо учитывать прошлое для того, чтобы спрогнозировать своебудущее.

Более сложные механизмы согласования прошлого и будущегосвязаны с деятельностью сознания. Сознание — это некая метаконструкция, котораяможет быть организована тем или иным образом. Сознание — это всегда некотороепространство. То есть N-мерность. Пространство всегда имеет несколько измерений.И в пространстве сознания, кроме прошлого и будущего, появляется так называемое«настоящее». Когда сознание активизировано, это и есть настоящее. Ведь самосознание не может находиться ни в прошлом, ни в будущем, по определению ононаходится в настоящем. Отсюда все надежды на самосознание, которое опять жеможет послужить ступенькой выхода к субъекту.

Хотя существуют и различные структуры влияния пространства«Мы» на пространство персонального сознания, под названием коллективноесознание, коллективное бессознательное, архетипы, эгрегоры, ноосфера. Сознание(то есть сознание как пространство), тоже имеет тенденцию (поскольку это моесознание) на поиск Мы.

Поэтому большинство традиций и систем, стремящихся развить в человеке субъекта, утверждает, что эволюционная работа возможна только приналичии двух факторов:

— фактора руководства со стороны того, кто уже субъект иликто уже прошел путь,

— наличия группы, объединенной общей мотивацией.

Пространство сознания может быть хаотическим, то есть, малотого, что оно включается и выключается совершенно неизвестным для нас образом,оно еще по своей структуре абсолютно хаотическое, и поэтому все результатыдеятельности этого сознания абсолютно случайны.

Пространство сознания может быть структурированное.Структурированное пространство сознания отграничено. Ибо из категории явленное(как дано, так дано) переходит в категорию сделанного (имеющего внутриструктуру). Вот здесь и появляется тот, кто структурирует.

Этот ТОТ, кто структурирует, может быть внешним, тогда мыэто называем манипуляцией. А а может быть внутренним, тогда мы это называем«магнитным центром», «временно исполняющим обязанности хозяина» и, так сказать,первым приближением «Я». Это момент первого прикрепления «Я» к точке, ибовсякая структура имеет момент задающего генератора, место наименьшегосопротивления, точку сборки. Здесь появляется понятие точки и системыкоординат, которые помогут структурировать наше сознание.

Пространство сознания, в зависимости от того, как именно оноструктурировано, начинает работать с базовой памятью (потому что сознание — этовсегда, как мы уже говорили, это отношения с памятью), иначе чем до сих пор.

Собственно говоря, образование как таковое (не в смысле как запихивание в мешок разнообразной информации, в кладовку, а образование, прикотором «что-то образуется…») — это и есть структурирование сознания.Качество образования зависит от качества структурирования сознания, то есть,строго говоря, от учителей, разнообразных учителей в разнообразных вариантах.Кто является «структуратором», структурирующим моментом вашего пространствасознания, очень важно. Значит, чтобы появилось самосознание в самом строгомсмысле слова, окончательным структуратором своего пространства сознания долженбыть «Ты». То есть ваш невключенный наблюдатель должен стать координаторомвашего сознания, тогда вы — причина самого себя.

Значит, когда вы сам находите или порождаете метаструктуру,которая превосходит по уровню структурированности все имеющиеся у вас в наличииструктуры и системы структурирования, тогда вы являетесь сами себе причиной.(Этого почти не случается, подозреваю, что, может быть, совсем не бывает,потому что эта специфическая деятельность по порождению структур дана очень немногим).

Но, поместив своего включенного наблюдателя в точкуимеющейся структуры сознания, мы получаем тот самый магнитный центр, то есть наша персона (а в персоне главный, задающий инструмент — это сознание)приобретает центр, центрируется. Тогда согласование прошлого и будущегопроисходит в настоящем, у такой персоны появляется настоящее время. И этонастоящее время есть то самое знаменитое субъективное время, длительностькоторого не зависит от длительности согласованного времени.

То есть у человека появляется собственное время, которому онуделяет продолжительность, интенсивность своего внутреннего бытия. Появлениеэтого «магнитного центра» или «временно исполняющего обязанности» делает вашуличность целостной. Появляется целостность. В дальнейшем эта целостность можетдиффузно распространиться и на природу, то есть на натуру, и на «Мы», то естьна личность, и на эмоционально-чувственный мир, то есть на душу. Если это вашеструктурированное сознание включает целостность восприятия самого себя — это иесть впервые появившийся «Я сам». Такое существо уже в состоянии выделять себяиз «Мы». В сознании.

Такое существо в своем поведении, мотивации, мышлении какпроцессе решения задач по удовлетворению потребностей, учитывает максимальноеколичество исходных данных, не только требования личности, но и требования душии требования природы. У такого существа план решений структурно организован.Это действительно нечто творческое.

Проблема состоит в том, что с появлением этого переживания —ощущения себя как целого, переживания себя как целого, — возможно, так сказатьпоявление, активизация таких качеств, как самость и гордыня. Поэтому на этомместе многие духовные искатели останавливаются навсегда. Это высшая точка,возможная для достижения в рамках персоны. Сложность внутреннего мира достигаетсвоего предела, и восприятие сложности внешнего мира достигает предела. Такрождается творческая личность и творческая персона, нечто целое.

Все, что мы можем достигнуть в рамках социума, в рамкахборьбы за ресурс — это деньги, слава, власть. Посмотрим на мотивацию достиженияв рамках той логики, которую мы использовали при исследовании мышления исознания. Принимая, что главный процесс — это согласование прошлого и будущего(в смысле, модели будущего), посмотрим на такую мотивацию как «хочу быть богатым».

Допустим, у вас действительно существует такая мотивация.Что значит действительно? Это означает, что в модели желаемого будущего у васесть определенный уровень материального состояния, есть капитал. Следующиймомент. А есть ли этот самый капитал в гарантированном будущем? А есть ли этоткапитал в ожидаемом будущем? Только тогда можно узнать, действительно ли выхотите стать богатым и насколько.

Значит, желаемое будущее, гарантированное будущее, ожидаемое будущее. Допустим, что в желаемом будущем вы видите себя обладателем капитала втысячу чего-то. То, что для вас называется «хочу быть богатым». Но оказывается,это еще не есть «хочу». Смотрим, а что есть в модели вашего гарантированногобудущего: гарантировано буду иметь. Но, так как вы еще и реалист, скептик,прошлое вам показало, то ожидаете вы меньшего. Так чего же вы хотите? Что изэтого вы можете назвать настоящим, то есть реальным желанием, реальной мотивацией, которая будет определять ваши действия? Естественно определять будет вот это — гарантированное будущее.

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: