Медицина и здоровье

Звуки Здоровья

Голосом, звучащим словом, пением люди обращались к Богу и посредством пения исцеляли больных. Недаром древнегреческий бог Аполлон покровительствовал одновременно и музыке, и медицине. Все старые мистические школы уделяли исключительное внимание обучению своих адептов искусству пользоваться звуком как инструментом творчества и исцеления.
Нетрадиционная традиция


Но до недавнего времени такого рода практики были не в чести у официальной медицины. Исцеления голосом относили либо к эффекту плацебо, либо просто выносили за рамки науки, объявляя известные случаи необъяснимым артефактом. Но ведь, практически, каждый из нас хоть раз ощутил на собственном опыте, как голос может облегчить боль, наполнить энергией, успокоить, снять стресс и даже приподнять на время над обыденной жизнью, дать возможность прикоснуться к иной реальности.

«Обертональное пение обладает мощным оздоровительным воздействием… Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку обертональное пение требует невероятной концентрации, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами распахнулись двери в иной, высший мир». Джилл Пёрс.


Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз! Медицинская наука, все чаще обращается к опыту традиционных практик (парадоксально, что и по сей день их называют «нетрадиционной медициной»). И обезболивание – это только вершина айсберга.

Пожалуй самым фантастическим, но от этого не менее действенным инструментом человеческого голоса является эффект резонанса — совпадения частоты действующей волны звука и собственной частоты того или иного органа. Согласно волновой теории вещества вся вселенная пребывает в состоянии вибрации, и каждый предмет порождает свою собственную частоту колебаний. Тело каждого из нас, каждая клетка, каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. В больном органе частота меняется относительно первоначальной, выбивается из общего гармоничного «аккорда». Восстановление естественной частоты означает выздоровление.

Резонанс проявляется в способности звуковой вибрации путем волновых колебаний возбудить подобную же вибрацию в другом организме: таким образом, если звук с верной, «здоровой» частотой колебаний направить на больной орган, болезнь можно излечить. Если раньше исцеление звуком считалось «мракобесием», то теперь этим удивительным эффектом активно интересуются ученые, а в Америке, по инициативе известного исследователя и практика обертонального пения Джонатана Голда, создана Ассоциация звукотерапевтов.

Знаменитый французский отоларинголог, член Французской академии медицинских наук Альфред Томатис открыл, что вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и все тело. Он также доказал, что звуки музыки в области 750 – 3000 Гц могут стимулировать сердце, лёгкие и чувства, совсем же низкие частоты 125 – 750 Гц влияют на мышцы и физические движения.

Интерес к методикам звукотерапии существует и в России.
«Для каждого органа существует свой резонансно-эффективный диапазон, в рамках которого эффект воздействия звука максимален и достигается в кратчайшие сроки. Это значит, что, если наблюдаются эмоциональные нарушения, недомогания, дисфункция определенного органа или системы, можно использовать целительное воздействие звука с определенными характеристиками, сочетаний звуков, музыкальных произведений, с тем чтобы восстановить электромагнитное равновесие, гомеостаз, снять боль, восстановить утраченное спокойствие». И.П. Павлова РАН, кандидат биологических наук Л. Рыбина


Исследования в области звуковой терапии дает прекрасные результаты в лабораториях всего мира, и многие уже называют ее «медициной будущего». На Западе, в качестве лечебных методик в области аппаратной медицины, используется киматик-терапия (доктор медицины Питер Гай Мэннерс), пифагорейская лямбдома (Барбара Хироу). Но все же многие ученые склоняются к тому, что наиболее эффективным и безопасным, в качестве источника целительного звука, является голос.

«Вызывая в том или ином органе вибрацию, гласный звук активизирует его и наполняет энергией. От тона этого гласного зависит «точка попадания». Медицина не знает более безопасного и быстрого способа локальной стабилизации кровоснабжения, насыщения кислородом и притока энергии». Дон Кэмпбелл (Don Campbell. The Roar of Silence)


От всех болезней нам полезней…


Целительный эффект звуковых вибраций известен издревле. При угрозе чумы или другой эпидемии в Москву стекались тысячи беженцев из-за знаменитых «сорока сороков» церквей: в тревожное время непрестанно звонили колокола на всех колокольнях, и болезнь отступала. Микробиологические исследования подтвердили, что большинство бактерий погибает под воздействием мощного звукового резонанса.

Москва слыла «безопасным городом» и по другой причине: она была знаменита своими песельниками. До сих пор сохранилось выражение «в Москву – за песнями». Каждый из нас с рождения является обладателем совершенного терапевтического аппарата, одной из функций которого является резонанс: этот аппарат — наш голос. Управляя собственным голосом, при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с музыкальным инструментом при помощи системы камертонов. При определенных навыках человек при помощи голоса может настроить свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации. И если в старину исцеление голосом было исключительно закрытым, «эзотерическим знанием» тибетских монахов или же наших родных «бабок» из российской глубинки, то в наше время «тайная завеса» приоткрывается. И это движение встречное: ученые всесторонне исследуют феномен резонанса, а монахи – монахи сами путешествуют с турами по всему миру, давая концерты и уроки обертонального пения.

Кроме прямого воздействия на организм, резонанс имеет еще одно удивительное свойство: способность к формообразованию. Вы наверняка слышали об исследованиях воздействия звуков на жидкости: под воздействием гармоничных звуков молекулы жидкости выстраиваются в симметричные узоры, круги, звезды, «снежинки»… А какофония «рисует на воде» малопривлекательные, и даже отталкивающие, картины. Человеческий организм состоит из воды на 80%, и потому, хотим мы этого или нет, окружающие нас звуки имеют колоссальное влияние не только на нашу психику, но и на наше физическое тело. Между тем, ни для кого уже не тайна, что дисгармоничные звуки агрессивной окружающей среды (особенно в крупных городах) разрушительно действуют и на мозг, и на организм в целом. Мы подвергаемся этому воздействию ежедневно в течение многих лет, и нам требуется ежедневное же восстановление. И лучший способ вернуть себе утраченную гармонию это «исцеление подобного – подобным», — пение. Эффект свободного, резонансного пения, направленного на другого ли человека или на самого себя, изумляет своей результативностью. Знаменитый композитор, ученый и мистик Карлхайнц Штокгаузен считал, что благодаря голосотерапии медицина вскоре избавится от необходимости оперативного вмешательства в мозг, воздействуя на поврежденные участки исключительно звуком, в том числе – голосом самого человека.

 

Видеть или слышать?


Наша цивилизация – активно визуальная. Для современного человека чрезвычайно важны зрительные навыки. Они необходимы, как правило, и в работе, и, конечно же, для ориентации в пространстве, в «лабиринте города», полном привычных опасностей. Кроме того, визуальное восприятие намного более скоростное, нежели слух и осязание, и это играет решающую роль в выборе способа запоминания огромного количества необходимой нам информации. Визуальная система восприятия (в отличие от аудиальной) дает нам возможность фиксировать внимание на нескольких объектах одновременно, даже если эти объекты воображаемые, даже если мы их не видим в настоящий момент и не видели никогда.

В этом главная разница цивилизованного человека и первобытного охотника, который живет во «включенном» времени, воспринимает окружающий мир «здесь и сейчас», для которого каждый шорох, свист, треск означает конкретный сигнал, к конкретному действию, помогающему выжить.

Но! Чем больше мы отдаляемся от первобытного состояния, тем меньше мы уделяем сознательного внимания качеству звуков, которые мы слышим и воспроизводим. И тем глубже влияют звуки на бессознательную часть нашей личности, которая у нас ни на йоту не изменилась со времен первобытно-общинного строя. Большинство просто не отдает себе отчет, насколько сильно действуют на нас звуки окружающего мира, случайный звуковой мусор и намеренные звуковые манипуляции (реклама и прочие звуковые эффекты). Если у ребенка плохое зрение – родители бьют тревогу! Ведь это может помешать ему и в личной жизни, и в выборе профессии, лишить повседневных радостей. С ребенком занимаются, заставляют носить очки, водят к специалистам… А если у ребенка «нет слуха и голоса» — так что ж? Ну не станет он Карузо, подумаешь! Голос это не предмет первой необходимости…

Между прочим, это роковое заблуждение уже стоило многим из нас здоровья и душевного равновесия.

 

Голос – это Я


Голос действительно стал для нас чужим, посторонним «предметом». Мы используем возможности голоса максимум на десять процентов, и он перестает нас слушаться, «ржавеет» и «усыхает». Вам известно, что если страдает один орган нашего тела, то это неизбежно влечет за собой «перекос» во всем организме. Мы приспосабливаемся, привыкаем ходить «скособоченными» и не замечаем этого.

«Запирая» голос внутри себя мы лишаемся возможности свободного, эмоционального самовыражения и не даем осуществиться себе, как полноценной личности. Вместе с голосом мы запираем и естественное дыхание: происходит «сбой» дыхательного алгоритма, что влечет за собой дефекты осанки, болезни дыхательной системы, нарушение обмена веществ.

Одновременно с голосом и слухом мы теряем множество возможностей для общения, контактов с другими людьми, исключаем себя из бесконечно разнообразного и богатого мира звуков.

Но как же быть, спросите вы, если от природы нет ни слуха, ни голоса?

Это распространенное заблуждение жителя мегаполиса, еще в детстве потерявшего «звуковую ориентацию». «Теряя голос», мы, одновременно, перестаем дышать свободно, что влияет не только на речь, но и на наше самочувствие. Мы не только замолкаем сами, но, параллельно, еще и зачастую лишаемся слуха, которым каждый человек наделен от природы. А после, уже в школе, выслушиваем замечания учителя, что нам наступил на ухо кто-то вроде медведя.

К счастью, наш организм многофункционален, и тот же «аппарат», который мы используем для дыхания, предназначен и для полноценного звучания. А наши органы слуха (если мы не глухонемые от рождения) изначально приспособлены и для точного восприятия музыкальных звуков. И восстановить координацию между слухом и голосом, между голосом и дыханием, — это уже дело техники. А, восстанавливая, пусть и ради свободного звучания голоса, правильный алгоритм дыхания, мы тем самым позитивно влияем на кровоснабжение организма, на улучшение обмена веществ и повышение иммунитета.

В настоящее время разработаны методики, «открывающие» ваш голос и слух, восстанавливающие естественный, природный баланс аудиальной, визуальной и чувственной систем восприятия, возвращающие вам ваш собственный голос, как полноценный «орган» и совершенный инструмент.

 

Владеть своим


Человеку необходимо владеть собственным голосом, «иметь право голоса» с точки зрения психологического комфорта. Даже если мои аргументы убедительны, но голос слаб и монотонен, очевидно, окружающие будут прислушиваться к собеседнику с более «уверенным» голосом. Часто, пытаясь придать голосу «вес», мы начинаем искусственно понижать или повышать его, напрягаем голосовые связки… И, в результате, «ломаем» голос, говорим «не своим голосом» (искажая при этом образ собственной личности), — либо вообще «сажаем» голос, перестаем им владеть.

Это происходит оттого, что мы не умеем пользоваться собственным голосом, как инструментом. Не владеем резонаторами собственного тела, придающие голосу звонкость и полетность, не знаем, как строятся интонации, делающие нашу речь уверенной, разнообразной, артистичной. Овладев инструментами интонирования и тембральной настройки, вы сможете «звучать» убедительно для окружающих, при этом без лишнего напряжения, и, главное, не изменяя себе.

Только, владея собственным голосом, человек имеет возможность чувствовать себя полноценной личностью. Оттачивая навыки своего природного голоса и слуха, дикцию, артикуляцию, вы почувствуете, как расширяется ваш мир – внутренний и внешний, духовное богатство, круг общения и горизонты знания.

То же касается и собственного ритма, присущего каждому из нас. Ритма речи и ритма тела. Если мы «погасили» свой ритм, и если он недостаточно четок и определен, — мы подвержены любым ритмическим влияниям, случайным и намеренным, окружающего нас мира. Найдя и научившись пользоваться своим внутренним ритмом, вы сами сможете влиять на ситуацию вокруг вас и в любой ситуации «сохранять здоровье».

 

Поющая вселенная


Магическая сила человеческого голоса известна с древних времен, и о ней сложены легенды. Эллинский герой Орфей, певец с чудодейственным голосом (в наше время его называли бы шаманом), сумел волшебным искусством пения вернуть возлюбленную из Царства мертвых. Мифологические полу-птицы – полу-люди, сирены, сводили моряков с ума чарующим пением, заставляя их бросаться в морскую пучину. Их славянская наследница, сладкоголосая птица Сирин, завораживала людей «песньми неизреченными о Рае».

Если вам знакомо понятие «вселенские пропорции», то возможно, вам удастся прикоснуться к знанию о том, какое влияние оказал звук на сотворение мира. Но даже если математика и астрономия не были нашими любимыми школьными предметами, все же, благодаря некоему «шестому чувству» мы знаем, что во всем мире, в природе и в человеческой деятельности действуют одни и те же законы, — физические законы и законы красоты. Да и сами люди созданы, конечно же, по тем же самым законам. Если в нас сохранилось природное чувство равновесия, мы безошибочно определяем, на глаз и на слух, что есть гармония. В мистических школах древних культур – Индии, древнего Египта, Греции, Тибета, — точные науки и музыка были неразделимы. И в основе этого явления та идея, что звук, звуковая вибрация – это главная созидающая сила вселенной. Пропорции в биологии, кристаллографии, физике, астрономии, архитектуре, — те же самые числовые соотношения, которые образуются при возникновении обертонов в звуковом резонансе. И если в наше время, в сфере человеческой деятельности эти пропорции нарушаются, постоянно и намеренно, то в масштабах Земли и космоса все, к счастью, остается неизменным. Иначе Земля давно бы сошла с орбиты подобно тому, как у человеческой особи «едет крыша» от дисгармонии внутреннего и внешнего мира.

Хорошая новость – это то, что при помощи звука голоса мы можем вернуть себе утраченную гармонию. Настроиться на частоту, и, в буквальном смысле, войти в резонанс с природой, с Землей; восстановить утраченное физическое и душевное здоровье, черпать творческие силы из неиссякаемого источника – «поющей» Вселенной.

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.