shadow

Высокий и Низкий Мифы.


shadow

Любая историческая эпоха со временем обрастает мифами, причём условно эти мифы можно разделить на два типа — Высокий Миф и Низкий Миф. Первый делает ставку на возвеличивание, второй — на низведение. Оба — полуправда. На полной и беззастенчивой лжи мифа не построишь — в него не будут верить. Типичный пример — мифы о Галантном Веке, созданные через пятьдесят лет после его бесславной гибели.

Высокий Миф оперирует данными об утончённой прелести маркизы де Помпадур, о мушках и шёпоте кружев, о белизне париков и тонких ароматах парфюма. Низкий Миф пытается перечеркнуть не только тезисы Высокого Мифа, но и реальность, говоря о том, что люди в XVIII столетии были грязны, вшивы, плескали и помои за окно и никогда не меняли нижнего белья. А реальность расположена где-то посередине, ибо она состоит из нюансов и тонкостей, которых и знать-то не хотят вышеуказанные мифы. Гораздо более знакомый и простой для восприятия пример — мифы о предреволюционной России, которую, как известно «мы потеряли». Высокий Миф целиком укладывается в незамысловатую композицию группы «Белый орёл» про «…вальсы Шуберта и хруст французской булки». И далее по смыслу — добрый царь, красивая царица, румяные гимназистки, шикарные поручики, много еды, шляпок и возможностей.

Пример Низкого Мифа. Совок — это очереди, злоба, хамство и нищета!
Миф — это всегда жёсткое обобщение и подгонка фактов.

Другой миф, Низкий, рассказывался нам ещё в советских школах — царь был глупым и гадким, царица — чужой и враждебной, гимназистки — несчастными, поручики — пошлыми,…еды почти не было, шляпки полагались только жирным барыням, а возможности отсутствовали, как и вышеупомянутая еда. Нарочитое игнорирование полутонов — сплошные яростные краски и никакой художественной выразительности. Мифу, как ни странно это звучит, художественность вовсе не присуща — он похож на простой и плоский плакат, за которым не стоят судьбы, люди, смыслы. Кроме одного генерального смысла — упростить эпоху до нужного, удобного в данный момент символа. Так, для романтического сценария про гардемаринов нужен Высокий Миф, для разоблачительно-зубодробительной статейки в жёлтой прессе — Низкий Миф. Учёному человеку оба мифа сугубо противны — они ему мешают. Потому что иной раз очень трудно доказать именно правду, люди en masse предпочитают легенды, байки, яркие краски. Они скорее поверят в фантастическую полуправду, чем в доказанную реальность. А учёный-то знает эпоху не по романам и не по сплетенкам, а по архивным данным. Он читал смету Версаля о покупке мраморной ванны маркизой де Монтеспан и его уже сложно убедить, что придворные дамы Людовика XIV только протирались благовониями, а от воды шарахались, как от чернобыльских грибочков…