shadow

Кого боятся подростки. Катерина Мурашова


shadow


Осенью я провела небольшое исследование, о котором на прошлой неделе мне напомнил материал Веры Рыклиной про одиночество. Представляю читателям полученные результаты и предлагаю вместе их обсудить

Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Что делали мои подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

А что вы об этом думаете?

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Комментарии

  1. SerGiO    

    Простой шок от резкой смены обстановки, информационного вакуума. Требуется время на переустройство психики. Заслать этих подростков на месяц в глухую деревню и они прекрасным образом преобразятся, тяжелее наоборот со взрослыми. Эксперимент по сути о том, что масло масленное.

    0
  2. Ольга    

    Очень показательное исследование, на мой взгляд. Слишком «виртуализируется» окружающая нас действительность, в которую большинство людей втягиваются, как в воронку, ведомые искусственными и искусно созданными потребностями для человека. Дети и подростки особенно. Так как по большей части не знают ни вкуса натуральных продуктов, ни радостей простой, правильной и естественной жизни. Сознание, чувства и желудок для своего заполнения всюду встречают суррогаты, уродующие нормальную человесескую природу. Матрица, однако… Выбирайся, кто может!

    0
  3. kuznna    

    Когда я училась в школе (90-е годы), большую часть свободного времени я посвящала чтению книг, художественной и музыкальной школам.
    Но на каникулах, когда никуда ходить было не нужно, я «подсела» на сериалы (компьютера тогда у меня не было), которые смотрела по 2-4 часа в день, и в какой-то момент стала себя ловить на мысли, что если не посмотрю одну из серий, то расстраиваюсь, события, которые происходят на экране становились очень важными. А переживания других людей, события в их вызывали огромный интерес.

    У нас в семье была традиция летом уезжать в походы в Карелию или Крым и в тот момент, когда мне сообщили, что мы уезжаем на 3 недели в Карелию, я подумала, — О нет, как же 3 недели я буду жить без телевизора….» и очень расстроилась.
    В походе первый день, я еще переживала, как же так я не могу посмотреть свой любимый сериал. Но мы ходили в лес за грибами, ягодами, преодолевали пороги, наблюдали за жизнью насемых, готовили на костре, всех дел не перечислить. Желание смотреть сериалы пропало и почему-то больше не возникало, даже, когда я вернулась домой и все возможности для этого были.

    С тех пор мое отношение к телевизору стало достаточно прохладным и до сих пор мне смотреть телевизор неинтересно.

    Поэтому если оценивать свой опыт, то, пожалуй, нужно чтобы человек мог заниматься какими-то интересными вещами, чтобы дома была подборка книг, чтобы были какие-то кружки, секции, чтобы разговоры родителей ребенка не сводились к обсуждению сериалов и сплетен, а затрагивали и географию и физику и литературу…. Чтобы у детей были к обязанности по дому, чтобы была возможность общаться с живой природой — это собаки, кошки. Тогда вопрос о неумении самим себя занять пропадет. Мне кажется, сейчас очень большая проблема связана именно с тем что у детей нет обязанностей и родители дома своим же примером показывают, что смотреть телевизор, проводить праздно время за бутылочкой пива — это нормально….

    0

Добавить комментарий

Войти без регистрации: