shadow

Налоги платим по-европейски. А живём?..


shadow

Если бы мы лично отдавали деньги государству, то и спрос с чиновников стал бы более строгим

Политическая ситуация в России успокаивается. Митинги сходят на нет. Но осадочек все же остался. По мнению экспертов, чтобы избежать конфликтов и революций, власть должна научиться договариваться с гражданами. На Западе даже существует специальная теория общественного договора, которая объясняет эти процессы. Как мы можем применить ее на практике в России? Этот и другие вопросы «КП» задала профессору МГУ Александру Аузану.

«НА ТРОНАХ СИДЯТ ТЕ ЖЕ САМЫЕ ЛЮДИ»

— Как вообще появился общественный договор?

— Раньше люди считали, что правители даны им от богов олимпийского пантеона, от Аллаха, от Будды или Христа. Наивные были. Но потом поняли, что государство — дело рук человеческих. На тронах сидят те же самые люди, только пробившиеся к власти. Вот в Европе и возникла теория, которая объясняла, как государству и обществу договариваться друг с другом.

— Если на пальцах, то что означает эта теория?

— Объясню очень просто. Например, вы создаете семью. Супруги могут зарегистрировать брак и даже брачный контракт подписать. Но ни в одном документе не будет ответов на многие важные вопросы. Ну например. Как часто надо ездить к теще на блины? Как следует обращаться с друзьями мужа, если они очень часто приходят в гости? В воскресенье нужно идти на футбол или в зоопарк с детьми? Это точно не написано в бумагах по поводу заключения брака. Означает ли это, что люди не задают себе эти вопросы? Задают, конечно. И ожидают определенного поведения друг от друга. Этот обмен ожиданиями и называют общественным договором. Если ожидания более или менее совпадают, то семья оказывается прочной, а может быть, даже счастливой. Если нет, будет распадаться. Ровно то же самое, только в гораздо более сложном варианте, происходит в государстве.

— Примеры успешных стран приведете?

— В основном это государства Европы и Северной Америки. Всего 25 стран в мире успешно сочетают демократию с экономическим ростом. У остальных 175 не выходит.

«МИГАЛКИ — ЭТО СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

— Мы, по всей видимости, входим в число последних. Чего нам не хватает?

— Даже в тех странах, которые сейчас успешны, жизнь раньше тоже шла не очень хорошо. Но они решили три основные задачи. Во-первых, должен быть коллективный контроль за силовыми органами. У нас, похоже, этого нет. Во-вторых, политические (и не только) организации должны переживать своих лидеров. И в-третьих, доминирующие группы в стране должны договариваться не про исключения для себя, а про правила для себя и для других.

 

 

— Что это значит?

— Приведу пример с правилами дорожного движения. Они должны быть одинаковыми для всех. Откуда возникла проблема мигалок? Почему народ возмущается? Потому что мы в правилах предусматриваем исключения для определенных лиц. И их довольно много. По существу это персональные привилегии — как это было в средневековой Европе. С тех пор в Старом Свете это не встречается. У нас — до сих пор.

— Вряд ли наши чиновники откажутся от привилегий…

— Как бы ни были сильны группы вверху, они вынуждены считаться с мнением тех, кто внизу. У Булата Окуджавы есть такое стихотворение: «Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше». Даже диктаторские режимы держатся лишь на том, что они что-то важное дают своим подданным. И это позволяет народу много лет мириться с тем, что в стране диктатура, а не демократия.

— То есть какие-то подачки предлагают?

— Верхи все время ищут ту формулу общественного договора, которая устроила бы и людей, и власть. Возьмем 2004 год. Тогда политический режим стал ужесточаться — отменили выборы губернаторов. Почему люди на это согласились? В эти же годы шел колоссальный рост реальных доходов населения. Особенно после резкого спада 1998 года, дефолта, девальвации. Люди оценили стабильность после довольно хаотичных 90-х. Вот и возник общественный договор — лояльность в обмен на стабильность.

— То есть мы променяли наши политические свободы на хлеб с маслом?

— Именно так и произошло. Теперь тщетно требовать от властей справедливости. Американский философ Джон Ролз замечательно сформулировал эту мысль. Еще в 1960-х годах он сказал, что модель справедливости не работает там, где свободу обменивают на благосостояние. Если поменяли свои права на подачки, то дальше справедливости не будет.

 

— А кризис как повлиял?

— В 2008 — 2009 годах экономическая стабильность рассеялась. И тогда власть сделала еще один сильный шаг. Резко подняли пенсии и зарплаты бюджетникам. Я не против того, чтобы пенсионеры, учителя и врачи получали больше. Социальное государство — замечательная вещь, но оно требует сильной экономики. А наша экономика слабая.

«У НАС ТРИ РАЗНЫЕ РОССИИ, А СТРАНА ОДНА»

— Объясните парадокс: почему против нынешней власти протестуют жители крупных городов, то есть сытые?

— Когда осенью 2011 года возникла угроза того, что страна войдет в новый застой, на площади появились те, кому нужна модернизация. Конечно, эти люди хорошо зарабатывают и при желании всегда могут уехать за границу. Но там тоже не сахар. Иммигрант никогда не сделает серьезной карьеры. Оказавшись между молотом и наковальней, они были выдавлены на улицу.

— Но ведь были и другие люди. Те, что выходили на митинги в поддержку власти…

— Их тоже можно понять. В нынешней России минимум три разные страны. Об этом пишет лучший, на мой взгляд, географ и регионалист Наталья Зубаревич. Одна жизнь в Москве, Петербурге, в городах-миллионниках. Другая — в индустриальных моногородах, где остановка предприятия означает ужас и крах всей жизни. Поэтому стабильность там ценят и держатся за нее всеми способами. А есть еще Россия малых городов, поселков городского типа, сел. Там совсем другие представления о том, что нужно от власти. Там считают так: проголосую за кого хотите, только дорогу отремонтируйте. Это три разные России, а страна одна. И основной вопрос нашего будущего — научатся ли три России понимать друг друга. Или это всякий раз будет: «вот эти — быдло», а «вот эти зажрались». Это и есть работа политиков. Сможем договориться — будет другая история.

«РОССИЯНИН ПЛАТИТ В КАЗНУ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЕВРОПЕЕЦ»

— Люди считают так: государство имеет доходы из нефтяного фонтана. Ворует, конечно, но что-то и нам дает. А мы сами, мол, ничего не платим. Это заблуждение. В прошлом году я с коллегами считал, сколько мы платим налогов. И выяснилось, что не меньше европейца — 40% своего дохода мы отдаем власти.

— Откуда так много?

— Люди, как правило, замечают только те налоги, которые они сами платят. Их всего три: транспортный налог, земельный и налог на имущество. Подоходный налог за нас платит работодатель. Социальные взносы — тоже он. Хотя на самом деле это цена рабочего места. Каждый раз, когда вы покупаете что-то в магазине, вы платите налог на добавленную стоимость. Приобретая сигареты, вино, бензин, вы отдаете власти акцизы. Когда покупаете иномарку, платите огромные деньги в виде импортной пошлины.

Власть не спешит развеивать миф о том, что государство с россиян ничего не берет. А дареному коню, как известно, в зубы не смотрят. Но это не дареный конь. И если люди понимают, что налоги большие, то по-другому начинают себя вести.

Евгений БЕЛЯКОВ

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Комментарии

  1. укпу    

    отсюда простой вывод.. как повысить сознательность граждан?? пусть Каждый платит ВСЕ налоги за себя и сдает декларацию, и чтобы там прямо и было разграничение: вот эта сумма — в федеральный бюджет, а эта в местный.. как только человек увидит сколько на самом деле он тратит на поддержку существующего строя, может поутихнут истерики вокруг олимпиад и чемпионатов. только на это власть пойдет только либо из-за сильной глупости, либо под большим нажимом. К сожалению люди там сидят точно неглупые, а нажимать некому.. печально..

    0
  2. den    

    укпу, так ты вроде против самомнения был, тогда чего возмущаешся?

    0
    1. укпу    

      я против гордыни и глупого бахвальства, но очень за осознанною сознательность) пусть будет тафтология для большего эффекта) за то чтобы люди как можно больше думали головой, а не х* или желудком.

      0
  3. selena    

    Весьма упрощенная и примитивная теория, не учитывающая влияние внешних факторов. Американская демократия потому и богатая, что живет за счет других. И европейские демократии тоже.

    0

Добавить комментарий

Войти без регистрации: