shadow

Вышивка в древнеславянской семье


shadow

Еще из седой древности на Руси, семья была колыбелью крестьянского искусства — вышивки. В славянской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать «узорочье» начинали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. Это время нетерпеливого ожидания прилета птиц, которые, как верили, приносили «тепло-летушко», а с ним и новый урожай, бывший основой благополучия крестьянской семьи. И когда в пору грядущего воскресения природы, под лучами весеннего солнца, девушка или женщина шила по серебристой холстине огненно-красные узоры, она непременно верила в их благотворную силу.

увеличить
солярная вышивка, русское письмо, прообраз Российского государственного герба, 5-6 век — Горбунова Раиса Васильевна
увеличить
украинский свадебный рушник 19 век, несущий древнеславянские символы, иконографичный — Горбунова Раиса Васильевна
увеличить
техника Орловский спис, Орловской губернии — Карзеева Светлана Ивановна

увеличить
солярная вышивка, иконографичная, обыденное, сюжет «Солнечная колесница» — автор — Хлобыстина Маргарита Сергеевна

Сегодня в полной мере трудно себе представить значение вышивки в жизни старой славянской деревни. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

Особенно нарядными были женские праздничные одежды, отличавшиеся обилием украс и совершенством их исполнения.


увеличить

солярная вышивка, техника — славянское письмо, тема «Птицы и древа жизни» — Бобровская Алла 15 лет
увеличить
новгородский гипюр, Новгородская губерния — Ивлева Надежда Семеновна
А в год замужества и до рождения первенца узорочье на одеждах должно было быть самым щедрым: расшитые рубахи и передник, сияющий золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями и стеклами кокошник, золотошвейные или низанные из бисера шейные украшения носила тогда молодая женщина. Вышивали и верхнюю одежду, пояс, рукавицы, обувь.
увеличить
олонецкая строчка по письму — Горбунова Раиса Васильевна

увеличить
рубаха покосница, древний вид одежды, одевался в первый день покоса женщинами и девушками — Горбунова Раиса Васильевна

Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. А брачную постель в свадебном обряде покрывали узорной алой или красной наволокой. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспинники» называемые так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.
увеличить
солярная вышивка, «Олень с древом жизни», — Неврева Клавдия Петровна
увеличить
техника- тамбовский крест, Тамбовская губерния — Горбунова Раиса Васильевна
Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное «редкобитное» — жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенечко-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спины лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дру’жка повязывал крест-накрест на груди, поезжане — на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами — окручивали.
увеличить
солярная вышивка, славянское письмо — тема «Девы Матери» — Винтаева Дарья 11 лет
увеличить
техника — Владимирский верхошов, Владимирская губерния, Горбунова Раиса Васильевна
Свою особую роль вышивка играла в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и, на полотенцах опускали его в могилу (обычай сохранился до наших дней).В течении сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, в то, что в нем отдыхает душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздниxные березки, обетные, придорожные и намогильные кресты.
увеличить
солярная вышивка западных славян (словакская), техника — болгарский крест, иконографичная — Горбунова Раиса Васильевна
увеличить
Владимирский верхошов с применением других русских швов, Владимирская губерния — Горбунова Раиса Васильевна
И эта обрядовая роль в первую очередь полотенец, а затем — крестьянской одежды и убранства кровати заставляет нас с обольшим вниманием отнестись к их узорам, придающим этим вещам более глубокий смысл.

Домашняя вышивка в славянской деревне была всецело женским уделом. Лет с восьми-девяти крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие и уже с детства готовили свое приданное к свадьбе. Язык славянской народной вышивки — это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и, чаще всего, красная нить.

Раиса Васильевна ГОРБУНОВА, руководитель кружка «Возрождение древнеславянской вышивки» Дома культуры «Радуга», п. Пионерский

Статья Раисы Васильевны ГОРБУНОВОЙ «Русь — синеокая страна», опубликованная в газете «Старшее поколение» №25, 23 ноября 2007 г. (Приложение к газете «Политический барометр Камчатки»)

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *